ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Зонная система Ансела Адамса - Часть 4

Калибровка экспозиции и времени проявки - способ достичь совершенного управления тонами.

Чувствительность пленки, время экспонирования и время проявки не священные коровы. Напротив, они могут быть откорректированы чтобы полнностью передать детали в тенях и получить желаемый контраст.

Чувствительность и времена, предоставленные изготовителем, должны быть расценены лишь как отправные (рекомендательные) точки для фотографа, чтобы делать собственные корректировки. В этой части курса Зонной системы вы научитесь нескольким различным способам калибровки. Используя любой из этих методов, позволит вам проще печатать свои черно-белые негативы и получать более высокое техническое качество ваших снимков.

Зачем нужна калибровка?

Экспозиция, ISO (чувствительность пленки) требуют калибровки потому, что затвор камеры и диафрагма объектива не всегда правильно отрабатывают установленные значения, а ISO не всегда соответствует указанному по ряду причин. Если эти ошибки уменьшают экспозицию (скорость затвора слишком высока, диафрагма меньше установленного значения, спотметр показывает значения, которые слишком высоки), то негативы получатся недодержанными, что при печати, приведет к нехватке или полному отсутствию деталей в темных частях изображения (тенях). Простая калибровка позволяет обойти эти проблемы и обеспечить надлежащую поправку к экспонированию для используемой камеры, приводящую к получению изображений с деталями в тенях.

Контраст негатива зависит от многих разных факторов. Самый важный из них с какой пленкой и проявителем вы работаете. Каждая комбинация пленки и проявителя требует свое собственное время проявки. На контраст также влияют: время проявки, агитация (перемешивание раствора во время обработки), концентрация и температура раствора. Обычно контраст негатива регулируют изменяя время проявки, в то время как другие переменные сохраняют постоянными. Идеальный (правильный) контраст не сущесвует. Кроме вышесказанного контраст зависит и от вида и свойств источника света в увеличителе, выбора фотобумаги и вашего личного вкуса. Увеличитель с рассеянным (диффузным) светом (использующий в качестве источника света люминесцентную лампу или цветовую головку с блоком смешивания света) требует более контрастные негативы чем увеличители с конденсором. Если хотите печатать на высококонтрастной фотобумаге время проявки должно быть сокращено, чтобы не сделать контраст изображения чрезмерным.

Принцип калибровки

Шкала тонов начинается с черного и заканчивается белым. Между ними располагается большое число полутонов. Если мы калибруем черное и белое, то мы будем также управлять всеми серыми оттенками между ними. Черный и белый тона находятся на краях шкалы. Обычно, шкала состоит из семи стопов экспозиции и точки измерения в середине, 3½ стопа от черного и 3½ стопа от белого. Производя калибровку, мы сначала проверяем где расположены черный и белый тоны при стандартном экспонировании и стандартной проявке. Умея управлять воспроизведением крайних тонов (черного и белого), мы можем также упрвлять всеми промежуточными полутонами.

Правильный Индекс Экспозиции

Давайте начнем с нескольких методов калибрования индекса экспозициии (EI - число, характеризующее светочувствительность фотоматериала и позволяющее с помощью экспонометра подобрать диафрагму и выдержку). Обычно экспозиция измеряется внутренним экспонометром камеры (или отдельным экспонометром) в значении, рекомендуемом изготовителем экспонометра. Если использовать 35-миллиметровую камеру, можно даже позволить камере читать КОД на кассете(с помощью которого в камеру вносится величина светочувствительности пленки). В большинстве случаев этого достаточно, но еще рекомендуется проверить, достаточно ли хорошо будут проработаны детали в тенях, при измерении используя стандартную установку ISO пленки.

1) Первый метод самый простой и возможно лучший.

Поместите свои негативы на просмотровый столик и посмотрите через лупу, есть ли хоть небольшой оттенок какого либо полутона в самой прозрачной части негатива (та часть негатива, которая дает почти черный тон на печати). Если большие области негатива прозрачны или почти полностью прозрачны, EI (индекс экспозиции) должен быть установлен несколько ниже. Если, например, вы использовали ISO 400, а теневая часть негатива слишком светла, EI надо откорректировать к 250.Экспонируйте темные части объекта в зоне 1. Проявляем как обычно и смотрим на просмотровом столике. Если EI выбран правильно, темные части негатива должны показать небольшие, но отлично проработанные, полутона.

2) Калибровка денситометром.

Денситометр - прибор, который измеряет плотность прозрачных сред. Главный недостаток метода - денситометр надо иметь. У очень немногих фотографов есть доступ к денситометру. Все графические художественные компании и фотолаборатории имеют этот прибор. Денситометры измеряют затемнение и выдают результаты в логарифмическом выражении, которое описывает пропорции между световым потоком, который был поглощен и световым потоком, который был пропущен. Если весь световой поток проходит через негатив (что невозможно в действительности), денситометр покажет 0. Если половина светового потока была пропущена, то денситометр покажет 0,30. Все негативы состоят из основы (подложки) и нанесенной на нее эмульсией с плотностью, которая поглощает часть светового потока. Мы назовем это base+fog (b+f). B+f поглощает световой поток равномерно через весь негатив и поэтому не затрагивает законченное изображение. Для воспроизведения на бумаге самой темной части негатива необходимо чтобы проявленый негатив показывал на денситометре значение на 0,10 выше b+f. Установите в экспонометре ISO пленки. Сфотографируйте поверхность с ровным тоном (например серую карту), и экспонируйте на 3½ стопа ниже показания экспонометра. Если экспонометр предлагает установить выдержку 1/60 и апертуру 8, то мы установим выдержку 1/500 (3 остановки ниже) и апертуру между 8 и 11 (1/2 стопа ниже). Проявляем как обычно и измеряем негатив денситометром. С начала подложку, измеряя b+f, которая обычно приблизительно 0,30 для 35мм пленки, и 0,15 для 120 и листовой пленки. Значение плотности негатива должно быть приблизительно на 0,10 выше b+f. Если негатив является слишком тонким (прозрачным), меньше чем 0.08, EI должен быть понижен. Попробуйте на 1/3 ниже для 0,07 и на 2/3 ниже для 0,04. Если предложенная чувствительность пленки 400, 1/3 ниже это EI 320, а 2/3 это EI 250. И наоборот, подобным способом EI должен быть увеличен, если негатив слишком плотен. При 0,14 выше чем b+f EI должен быть откорректирован приблизительно на 1/3 и 0,18 и выше чем b+f на 2/3. Увеличенное на 1/3, ISO 400 становится ISO 500, а увеличенное на 2/3, становится"1">ISO 640.

3) Калибровка используя 0,10 Kodak >ND-filter (серый фильтр с плотностью 0,10).

Кодак производит >ND-filter_ы с разными значениями плотности. Эти фильтры могут использоваться как эталоны для оценки правильности EI. Идеальная плотность для негатива, который был экспонирован на 3½ стопа ниже нормали будет на 0,10 выше чем b+f. Неиспользованный неэкспонированный и проявленый негатив (filmbase+fog) с ND-filter_ом помещенным сверху негатива как эталон можно использовать для правильной оценки EI. Начнем с фотографирования деталей объекта, который имеет тон и равномерно освещен, например серая карта. Экспонируйте его на 3 ½ стопа ниже показания экспонометра. Проявите как обычно. Сравните негатив на просмотровом столике с серым оттенком (b+f)+(ND 0,10). Если проявленый полутон легче (светлее, прозрачнее) чем этот эталон, EI должен быть уменьшен. Т.е. ваше оборудование недодерживает и необходимо компенсировать уменьшение EI. Сделайте другой снимок с уменьшенным EI и снова сравните результат с эталоном. Если вам трудно сравнивать рассматривая негативы, можно напечатать их на высококонтрастной фотобумаге. Высококонтрастная бумага обеспечивает самый наглядный и легко оцениваемый результат. Напечатайте (b+f)+(ND 0,10) средне-серый оттенок на бумаге. Потом напечатайте экспонированный, и проявленый негатив с той же самой экспозицией и сравните проявленые отпечатки. Если (b+f)+(ND 0.10) дает более легкий оттенок полутон на печати, то EI слишком высок, и негатив слишком тонкий (недодержанный).

Калибровка нормального времни проявки.

Чтобы балансировать контраст негатива, время проявки должно быть калибровано. Вот некоторые различные методы для калибровки.

1) Визуальный метод. Довольно эффективен чтобы судить, правильно ли время проявки. Этот метод является основным, сначала делаем отпечатки и затем оцениваем их контраст. Напечатайте на бумаге нормального контраста. Печатайте больше чем один негатив и сравниваем сухие отпечатки в нормальном свете (не слишком ярком). Считаете контраст правильным? Или отпечатки слишком низко или высоко контрастные? Если отпечатки слишком контрастные, время проявки должно быть сокращено. Если отпечатки слишком мягкие и серые, время проявки должно быть увеличено. Вы можете использовать более сложный способ определения времени проявки, но визуальный метод должен быть окончательным в принятии решения о необходимом контрасте. Если вы считаете, что отпечатки вообще слишком контрастны, время проявки должно быть сокращено независимо от того, что говорит денситометр!

2) Контраст может легко быть измерен денситометром. Экспонируйте два негатива, один на полностью черныом объекте, а другой на полностью белом. Первый необходимо экспонировать на 3½ стопа ниже показания экспонометра, второй на >3 ½ стопа выше >показания экспонометра . Негатив белого объекта после проявки темный, а негатив черного объекта прозрачный. Разница в плотностях между ними и будет значением контраста. Если, например, негатив белого объекта имеет плотность 1.42, а у негатива черного объекта плотность 0,32 то различие в плотностях 1,10. Это и есть значение контраста 1,10. Как упомянуто ранее, увеличители с разными видами источников света требуют негативы разного контраста. При печати в увеличителе с диффузным светом 1,20 желателен пониженный контраст негатива. При печати в увеличителе с конденсором контраст негатива должен располагаться между 1.00 и 1.05. Эти значения весьма приблизительны и должны быть расценены как отправные точки для вашей собственной печати. Личный вкус и художественный замысел может потребовать негативов с весьма разным контрастом.

3) Напечатайте негативы изображающие белую и черную точки (поля) одновременно в увеличителе. Между этими негативами - маленький сектор, состоящий только из b+f (подложка + неэкспонированная эмульсия). В окончательной печати этот сектор должен выйти полностью черным, черный пункт (точка) должен выйти почти черным и белый пункт (whitepoint) почти белой. Если белый пункт получается слишком темным, то контраст слишком низок. Необходимо увеличить время проявки. Если белый пункт слишком ярок, контраст слишком высок, и это может быть откорректированно сокращением времени проявки.

4) Используйте фактические данные. Контраст негатива обозначается индексом контраста (CI). Индекс контраста описывает крутизну наклона характеристической кривой пленки. Идеальный CI для негатива, который может быть напечатан в увеличителе конденсорного типа, 0,50. Тоже значение для негатива который печатается в диффузном увеличителе будет 0,57. Некоторые изготовители обеспечивают >диаграммами с фактическими данными, показывающие время проявки, для достижения определенного CI. Вдоль оси Y на таких диаграммах - различные времена проявки, а вдоль оси X различные значения CI. Диаграмма состоит из отдельных кривых каждая из которых представляет какой-то определенный проявитель. Например вы собираетесь снимать на плёнку TMAX100 и использовать проявитель D-76. Вы хотите уменьшить контраст, самый подходящий для печати увеличитель диффузного типа, это означает CI=0,57. Чертим линию параллельную к оси X в 0,57 до пересечения с кривой D-76. Из точки пересечения опускаем вертикаль на ось X и читаем время проявки, которое согласно фактическим данным Кодака составляет 8 минут. Этот метод очень прост и не требует работы в тёмной комнате. Недостаток состоит в том, что не все изготовители выдают фактические данные как это делает Кодак.