ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Зонная система Ансела Адамса - часть 2

Экспозиция

В первой части мы рассмотрели некоторые из основных принципов зонной системы. Во второй части мы продвинемся дальше и рассмотрим еще несколько  основных принципов прежде, чем начнём применять их на практике.

zone21

 Белая поверхность (слева). Чёрная сумка (посередине). Такой результат мы получим если будем снимать каждую из них с экспозициями замеренными непосредственно от белой поверхности и чёрной сумки.

Важно знать!!!!! Для любых видов экспонометров (отдельные, камерные). Для любых систем замера. Общий или интегральный (по всему полю), оценочный (средневзвешенный), точечный. О матричном замере здесь не упоминаю (отдельный разговор).

Экспонометр всегда предполагает!!!, что он направлен на "нормальную" средне-серую поверхность, даже если поверхность в действительности является совсем черной или абсолютно белой или цветной.
Часто спрашивают про спотметры. И спотметры тоже!!!!! Спотметр - такой же экспонометр.

Экспонометр не может ничего сказать про тон поверхности, на которую он направлен. Направлен он на источник света или темную поверхность? Экспозиция измеренная экспонометром от освещенной темной поверхности даст вам тот же самый результат (отпечаток, плотность на негативе), что и экспозиция измеренная экспонометром от светлой поверхности лежащей рядом т.е. в тех же самых условиях освещения. Т.е. экспозиции он покажет разные, а на пленке (отпечатке) всё будет одинаково серое, что белый участок сцены, что чёрный. Является ли поверхность, которую измеряет экспонометр, темной или светлой (другими словами, "сообразить" мало или много света), экспонометр  НЕ МОЖЕТ. Экспонометр в состоянии делать замеры только, количества света отраженного от поверхности (яркости); и даёт нам результаты измерения экспозиции для отражённого света. (Впрочем экспонометр может измерять и падающий (на объект съёмки) свет)

zone22

Экспонируя чёрную фотосумку (слева) на две ступени меньше чем значение полученное в результате экспозамера, мы получим действительно чёрную сумку. Белая поверхность (в середине) выходит должным образом белой когда экспозиция выставлена на 2 и 1/2 ступени больше чем измеренное экспонометром значение.

Повторение - мать учения

Стоит запомнить важный постулат - экспонометр всегда предполагает что поверхность, на которую он направлен, среднесерая. Экспозиция, замеренная экспонометром это всегда результат замера среднесерого объекта, причём независимо от того каков тон объекта на самом деле (чёрный, белый и т.п.). Любой экспонометр, с любым углом зрения градуируется в расчёте на однотонный объект с отражательной способностью 18% т.е. среднесерый.

Другими словами: экспонометр даст вам правильный результат если будете измерять и по этим замерам экспонировать (снимать) только средне-серый объект. В идеале серую карту Kodak. Но если вы будете снимать белую поверхность с результатами замера от неё или чёрную поверхность с результатами замера от неё, то в результате получите два серых снимка.

Экспериментируем:

Зарядите свою камеру черно - белым негативным материалом, сфотографируйте объекты, у которых есть однотонные поверхности (белые, черные, серые). Можно пользоваться и окрашенными поверхностями. Выставьте все поверхности в одинаковые условия освещённости. Измерьте экспозицию по каждой поверхности отдельно и сделайте снимок. Обработайте материал как обычно, и напечатайте фотографии используя одно и тоже время экспонирования (при печати) и нормальную (по контрасту) бумагу. Оба отпечатанных изображения будут иметь один и тот же серый тон.

Преднамеренно управляющий тон

Как только мы поняли, что использование экспозиции, предложенной экспонометром даст на фотографиях серый тон, мы можем оценить, как изменится полный тон изображения. Выбираем экспозицию, отличную от предложенной экспонометром - выдержку и/или апертуру (другими словами - вводим экспокоррекцию). Если экспонометр предлагает нам использовать f8 и 1/125 секунды, то выбирая f8 и 1/500 секунды, можем получить тон, который на две ступени темнее. И правильно: 1/500 - на две ступени экспозиции меньше чем 1/125 секунды, пленка будет на две ступени меньше экспонирована, и поэтому изображение станет темнее. Вы можете также сделать изображение светлее выбрав более длинную выдержку или более широкую диафрагму.

zone23

Часовня Атлантического острова Мадейра, не имеет ни одного окна. Контраст чрезвычайно высок. Левое изображение было экспонировано, по среднему результату замера.

Как результат негатив вообще без деталей справа от двери. Правая фотография была экспонирована по результатам измерения самых темных частей (теней) и введением соответствующей отрицательной коррекции к показаниям экспонометра, что обеспечило проработку деталей в тенях. Полный контраст был снижен уменьшением времени проявки пленки. Если мы знаем, как управлять тоном изображения, мы можем сфотографировать любой объект любой тональности с первой попытки. Просто выбираем ту экспозицию, которая даст правильный тон.

Экспериментируем:

Зарядите в камеру черно - белый негативный материал, и сделайте несколько снимков с разной экспозицией. Экспозиция теней (измеренная экспонометром) должна быть уменьшена на две ступени. Световые области требуют увеличения экспозиции, на две или три ступени. Серые области должны быть выставлены точно по показаниям экспонометра. Проявим по времени указанному изготовителем материала и напечатаем все негативы на нормальной бумаге с одинаковой экспозицией для всех негативов. Выберем экспозиции, где серые поверхности выходят серыми, и заметим, что другие поверхности автоматически приобретают свои тона.

Создание шкалы компенсации экспозиции

Следующая проблема состоит в том, что мы не знаем, насколько светлее или темнее будет изображение, когда мы изменяем экспозицию на определенное число ступеней. Поэтому сделаем тест-шкаклу для определения тона участка сцены.

Осуществление:

Поместите серую карту на открытом воздухе так, чтобы она была равномерно освещена. Направьте камеру, заряженную черно-белым негативным материалом на серую карту стараясь не затенить саму карту. Наведите объектив на бесконечность. Измерьте экспозицию от карты экспонометром камеры или отдельным ручным экспонометром. Уменьшив экспозицию на четыре ступени: (если экспонометр показывает на серой карте f8 и 1/125 секунды, установите камеру в f11 и 1/1000 секунды) делаем первый снимок. Увеличиваем экспозицию на одну ступень (f8 и 1/1000 секунды) и делаем второй снимок. Так, делаем девять снимков, которые будут находиться относительно средне-серого на минус четыре ступени и на плюс четыре ступени. Проявляем пленку как обычно, и печатаем все девять негативов, используя одинаковую экспозицию и нормальную бумагу. В результате получим шкалу в пределах от полностью черного до полностью белого из семи ступеней с серой посередине.

zone24

Использование этой шкалы яркости, в качестве вспомогательного средства, позволит более просто выбрать экспозицию независимо от того, что вы фотографируете.

Не имеет никакого значения, фотографируете вы черную, белую или серую поверхность; с экспонометром и с помощью этой серой шкалы вы можете сфотографировать любые поверхности любого тона. Все, что вы должны сделать, это скорректировать экспозицию в соответствующую сторону. Увеличенная экспозиция (шире апертура или более длинные выдержки), обеспечивает тоны светлее чем средний серый. Уменьшенная экспозиция (меньшие апертуры или более короткие выдержки) обеспечивает тоны, которые являются более темными чем средний серый.

На практике:

Экспонометром измеряем экспозицию по любому учаску любой поверхности снимаемой сцены. К этому же участку прикладываем изготовленную нами шкалу компенсации экспозиции. Находим на ней тон совпадающий с участком, который ранее измеряли экспонометром. Смотрим местонахождение этого тона на шкале компенсации экспозиции и устанавливаем требуемое число ступеней экспокоррекции в плюс или минус. Всё, экспозиция установлена правильно, на негативе правильно отобразятся все тона и тональные переходы в пределах фотографической широты используемого негативного материала.

Недодержка (нижний порог)

Уменьшая экспозицию на 3.5 ступени от результатов полученных при измерении средне-серого тона экспонометром, мы достигаем пределов недодержки. Уменьшенная более чем на 3.5 ступени от среднего значения экспозиция, даст белый (прозрачный) негатив и изображение напечатается полностью черным. За этим пределом необходимо строго следить и быть уверенным что ни одна из деталей объекта не находится ниже этого предела.

zone25

Порог для экспонирования расположен на 3,5 ступени ниже результатов замера по средне-серому тону.

Зная это мы получим всегда правильно экспонированный черно-белый снимок. Собираясь что-либо сфотографировать, найдите самый темный участок и измерьете экспозицию по нему. Экспозиция, которую предложит экспонометр, даст этому участку средне-серый тон, но мы не хотим получать самую темную часть объекта средне-серой; нам необходимо, чтобы она стала полностью чёрной. Для этого мы должны уменьшить экспозицию, а шкала яркости поможет нам решить на сколько ступеней её необходимо уменьшить. Две ступени могут быть достаточными. Если экспонометр показывает f4 и 1/30 с, мы должны установить f5.6 и 1/60 с. Это гарантирует, что самая темная часть объекта появится на негативе с деталями. Всегда устанавливайте экспозицию для негативного фотоматериала по теням.

Экспозиционные зоны Ансела Адамса

Ансел Адамс выбрал римские цифры для нумерации ступеней экспозиции, которые он назвал зонами (экспозиционными зонами). В терминологии Адамса называют 'нормальную' экспозиционную зону V. Зона V соответствует - экспозиции, которую вы получаете, считывая показания экспонометра. Если Вы уменьшаете экспозицию на одну ступень, то получаете зону IV. Если экспозиция увеличена три ступени, получаете зону VIII. Зона 0, недодержка, при которой негатив выйдет практически прозрачным, расположена пятью ступенями ниже нормальной экспозиции. Зона I находится также ниже предела недодержки: она может дать некоторые детали в тенях, но чрезвычайно слабые и трудные для печати. Возможность отличать детали от совершенно черного на законченной фотографии возникает по крайней мере в зоне I и 1/2 и в зоне II. Детали, в зоне III, будут легко различимы при печати.

Большее количество деталей появляется в более высоких зонах. Зона IX будет полностью белой при печати. Зона VIII будет почти белой. Детали, которые, предполагаются, белыми, должны быть расположены где-нибудь в пределах Зон VIII - VIII и 1/2. Шкала масштаба яркости описанная ранее, может быть также названа Шкалой зонного масштаба с нумерацией римскими цифрами от I до IX. Шкала используется, чтобы помочь нам видеть как различные зоны (и их экспозиции) будут похожи на законченных фотографиях.

Преимущество зонной системы

Понимание правильной экспозиции является самой важной частью зонной системы. Зная как определить правильную экспозицию пользуясь зонной системой, мы больше не рискуем получить недодержанные негативы. Мы можем фотографировать самые трудные объекты без потери тонких деталей, и правильно экспонированный негатив конечно самое важное условие для получения фотографии, с богатым тональным диапазоном. Не беда, если контраст невысок - но недодержанный негатив никогда не даст хорошее изображение. Если мы выбираем слишком короткую выдержку или слишком маленькую апертуру, неизбежно будут потеряны важные детали, которые потом не могут быть восстановлены при печати.

zone26

"Невозможный" объект по мнению фотографов.

Единственный источник света - маленькое окно. Очень темный угол. Я измерил отраженный свет в самом темном месте моим цифровым спотметром Pentax.

Вычислил экспозицию, которая гарантировала мне получение деталей в самых темных участках сцены. Негатив был проявлен меньше чем требует изготовитель материала, чтобы снизить его контраст. Пленка: Kodak T-Max 400 9 x 12 см. экспозиция: f 22 и 13 с.