ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Цветовоспроизведение объекта съёмки

Цветовоспроизведение в фотографии осуществляется по трем параметрам цвета — цветовому тону, насыщенности и яркости, т. е. на цветном снимке должны воспроизводиться цветность и относительная яркость (тон).

Яркость при этом является величиной относительной, как и при черно-белой съемке. Цветность и тон находятся в неразрывной связи, так как правильное воспроизведение цветности в значительной степени зависит от правильной передачи тона. Цветовоспроизведение нельзя путать с цветопередачей (светотехнический термин) — общим выражением, характеризующим влияние спектрального состава какого-либо источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравниваемое с восприятием тех же объектов, освещенных стандартным источником белого света.

Точность цветовоспроизведения различается: физическая, физиологическая и психологическая.

Физическая точность — это соответствие цветного фотографического снимка цвету объекта по спектральному составу. Такая точность практически недостижима вследствие различия материалов вещества оригинала и фотографической копии. При зрительном восприятии «точность» характеризуется визуальным тождеством с подключением памяти в ощущении цвета. Физиологическая точность (равенство цветовых ощущений) относится к сравнительной характеристике, при которой цвет фотоснимка и цвет объекта при непосредственном сравнении наблюдаются одинаково, совпадая по цветности и относительной яркости. Такая точность на практике получается крайне редко и требует исключительного качества фотоматериалов и тщательности выполнения технологического процесса цветовоспроизведения. При обычных способах цветной фотографии физиологическая точность недостижима. Психологическая точность характеризуется общим впечатлением от фотоснимка, при котором воспроизведенные цвета изображения признаются относительно достоверными и оправданными замыслом фотоснимка, поскольку в момент рассмотрения снимка изображение не сравнивается с оригиналом-объектом. Для правильности цветовоспроизведения следует руководствоваться физиологической точностью несмотря на то, что в практической цветной фотографии используют только психологическую. В теории цветовоспроизведения тождество цветов определяется равенством цветовых ощущений, а в практике цветных фотосъемок — равенством цветовых восприятий. Все цветовые ощущения в большей степени поддаются количественной оценке, чем цветовые восприятия. Это позволяет применять объективный анализ качества цветовоспроизведения и устанавливать точную связь между ним и техникой цветной фотосъемки, так как на закономерности цветовоспроизведения не должны влиять субъективные противоречивые восприятия.

Творческая интерпретация в цветовоспроизведении.

Цветную фотосъемку можно проводить в двух направлениях: с правильным (натуралистическим, репродукционно-точным) воспроизведением цвета объекта и неправильным — смысловым искажением, соответствующим замыслу фотоснимка. Такое изменение натурального цвета проводят для решения изобразительной задачи в процессе съемки посредством освещения объекта и отдельных его деталей источниками цветного света, например с отдельными светофильтрами. При этом должен быть сохранен весь остальной технологический процесс с обработкой и фотопечатью.

Допустимые и недопустимые искажения цвета.

С точки зрения психологической точности (12) цвет объекта съемки считается неискаженным при условии, что, во-первых, на фотоснимке он зрительно производит такое же впечатление, как и на натуре, а, во-вторых, его изменения оправданы световой обстановкой изображаемого. Замечать искажения в первую очередь должен фотограф, часто занимающийся цветной фотосъемкой, так как только в его памяти содержатся наиболее свежие и точные представления о действительных цветах фотографируемых объектов. Посторонний зритель при рассматривании фотоснимка руководствуется лишь цветовой памятью о цвете этих объектов, поэтому он может воспринять цветное изображение нормальным. Например, часто встречающийся кирпичный цвет лица является искажением, однако если при съемке в экстерьере лицо человека одной стороной обращено к видимой красной кирпичной стене, то эта сторона лица должна иметь кирпичный оттенок, вызванный рефлексным светом. Если в этой обстановке цвет лица не имеет кирпичного оттенка, то оно смотрится неправдоподобным. На снимке, полученном портретной постановочной съемкой, кирпичный цвет лица недопустим, хотя допустимы другие цветовые оттенки отдельных элементов лица при разном цветном освещении с целью придания художественной выразительности. В портретной съемке необходимо добиваться телесного цвета лица, независимо от цвета других деталей в кадре. Каждый объект цветной фотосъемки зритель допускает в нескольких правдоподобных вариантах его цвета. Особенно это касается тела человека. Для морского пляжа существует своя шкала правдоподобных взаимозаменяемых цветов. В помещении, особенно в больничной обстановке, она, естественно, иная, но в пределах правдоподобности взаимозаменяемых цветов. Также характеризуется правдоподобность цвета лиц детей, взрослых и людей пожилого возраста. Особенно большим разнообразием цветов отличается растительная зелень в разное время года и в различной местности. Цвет зелени варьируется в памяти людей во множестве допустимых оттенков, поэтому зелень воспринимается на фотоснимке в большинстве случаев правдоподобной. Если цвет на фотоснимке искажен, т. е. отличен от натурального в пределах группы допустимых цветов, подсознательно оправдываемых зрителями, то в этом случае искажение также можно считать допустимым. Эти психологические отклонения допускают некоторую гибкость цветного процесса и облегчают эадачи цветовоспроизведения.

Классификационная характеристика цветоделительных и градационных искажений.

Цветное фотографическое изображение в техническом отношении определяется степенью выражения цветового тона и его яркости, вследствие чего искажения цвета могут быть соответственно цветоделительные и градационные. Цветоделительные искажения относятся в основном к технологии цветных фотоматериалов и возникают в результате неправильной регистрации зональных яркостей цветов как следствие неправильного цветоделения в негативной пленке (отсутствия маскирования или его недостаточности). Уменьшают их при изготовлении пленок. Градационные искажения возникают при нарушении фотографом процесса цветовоспроизведения (фотосъемки — обработки — фотопечати — обработки), в результате чего соотношения яркостей отдельных цветов объекта передаются неправильным построением плотности в негативе (диапозитиве) и отпечатке. Эти искажения могут возникать: в процессе подготовки к съемке объекта при неправильном анализе, измерении и установке освещения, а при съемке — при неправильной экспозиции; в процессе обработки негативной пленки при неправильном выборе и проведении режима проявления; в процессе фотографической печати при неправильной установке коррекции светофильтрами; в процессе обработки отпечатков при нарушении режима проявления; при рассматривании полученного отпечатка при свете с неправильной цветовой температурой. Искажения могут быть систематические (постоянные по техническим причинам) и случайные (незакономерные при недосмотре в процессе технологии цветовоспроизведения). К систематическим относятся искажения цвета, возникающие при постоянно действующих в одном и том же направлении причинах, например, неправильные показания экспонометра, нарушение работы съемочной камеры, неправильный зрительный анализ цвета, неверные показания термометра при обработке, неправильный режим обработки. Случайные искажения цвета могут возникать от различных ошибок в процессе съемка — обработка — фотопечать: от неправильного определения цветности источника освещения, при ошибках в расчете экспозиции, при значительном падении или повышении напряжения питающей электросети, при отсутствии стабилизированного напряжения для питания лампы фотоувеличителя, а также от степени опытности и подготовленности фотографа и др. Эти ошибки не закономерны, не поддаются учету и всегда вероятны как у начинающего фотолюбителя, так и у опытного. Борьба со случайными ошибками заключается в повторности операций по измерениям и различным определениям. Для понимания своих ошибок в цветовоспроизведении следует правильно ориентироваться в цветах и цветовосприятии и содержать фотографическую технику в исправности .

Искажения цветовоспроизведения от неправильной экспозиции при съемке.

Правильное воспроизведение цвета зависит от экспонирования всех яркостей объекта в пределах рабочего участка характеристической кривой (ХК), имеющего нижней границей минимальную плотность, а верхней — высшую плотность изображения в негативе, т. е. рабочий участок захватывает всю нижнюю криволинейную часть ХК и часть ее прямолинейного участка. В цветной фотографии экспонирование яркостей объекта съемки только на прямолинейном участке ХК приводит к большим передержкам, при которых сильно искажается градационное воспроизведение цветов. Искажения вызываются как недопроявлением и перепроявлением, так и отклонением съемочной экспозиции от номинальной. На трехслойной цветной фотопленке яркости объекта регистрируются по синей, зеленой и красной зонам спектра в трех частичных слоях, поэтому правильное воспроизведение цвета получается при правильной градации зональных (частичных) яркостей. При распределении яркостей обьекта на ХК темные детали занимают весь нижний криволинейный участок. Все низкие уровни хроматических цветов относительно высоких воспроизводятся в негативе с другой пропорциональностью вследствие меньшей гаммы нижнего изгиба ХК. На этом участке происходит как бы сжатие зональных яркостей, приводящее к малоконтрастному воспроизведению низких цветовых уровней. Кроме того, большие искажения может вызвать разбалансировка слоев на нижнем участке. Примером действия фотосъемочной недодержки может служить просмотр на экране цветного кинофильма, когда изображение выводится в затемнение. При этом с понижением яркости изображения (плавное уменьшение экспозиции кинокадра закрытием диафрагмы) возрастает насыщенность цветов и их цветотональное изменение. Все искажения, связанные с изменением съемочной экспозиции и нарушением режима обработки, создают различный характер цветовоспроизведения в тенях и светах объекта.

Цветовые искажения при небалансном освещении.

Балансный свет — это свет, воспринимаемый данным типом цветной пленки как белый, при котором цветоискажения получаются наименьшими. Любое незаметное для зрения спектральное отклонение от балансного освещения делает его цветным с вытекающими отсюда искажениями. В некоторых случаях искажения от возможного изменения цветности освещения фотографы относят к плохому качеству пленки, обработки и фотопечати. Небольшие отклонения балансного света в виде дополнительной цветности исправляются корректирующими светофильтрами при фотопечати, если эти отклонения относятся ко всему кадру. Значительные отклонения при фотопечати исправить нельзя. Дополнительная цветность балансного освещения хорошо наблюдается на серых деталях объекта, а на цветных почти не обнаруживается. Применяя серую шкалу в контрольном кадре отснятой фотопленки, эту цветность-искажение при небольших отклонениях при фотопечати можно скорректировать. Если серой детали (шкалы) в кадре нет, то по искаженному хроматическому цвету объекта почти невозможно судить об истинной причине цветового искажения. Например, наблюдаемое в позитиве покраснение лица человека может возникнуть не от избытка в свете красных, а, наоборот, от избытка синих лучей съемочного освещения (рис. 1, а — в). Зональные графики спектральных характеристик выражены в относительных значениях освещения Е, отражательной способности объекта ρ и образованной яркости В. Относительная энергия спектральных зон (коэффициенты) обозначена цифрами в квадратиках графиков. При воздействии света на окраску предмета для получения его результирующего цвета коэффициенты освещения E перемножают на коэффициенты отражения ρ и получают коэффициенты яркости В, т. е. Eρ =B. Из графиков (рис. 1, а, б) видно, что при освещении двух деталей одного объекта одним светом с синим оттенком оранжевый цвет (лицо человека) краснеет (рис. 1, а), а серый синеет (рис. 1, б). На графиках освещения лица (рис. 1, а) перемножаются коэффициенты — в синей зоне: 1,5*0,2=0,3, в зеленой: 1,0*0,3=0,3, в красной: 1,0*0,55=0,55. Результирующий цвет лица в позитиве получается с красным оттенком, а не с синим, поскольку отражения в красной зоне больше, чем в синей (0,3 — 0,3 — 0,55). На графиках освещения серой детали (рис. 1, б) перемножение коэффициентов показывает ее посинение (0,45 — 0,3 — 0,3). При большом избытке синих лучей в освещении объекта (2,0— 1,0— 1,0) красноватый цвет лица перейдет в пурпурный (рис. 1), а серый станет еще синее. Это явление относится к субтрактивному смешению, управляющему спектральными составами цветов.

exponometry0013.gif

Рис. 1. Зональные графики изменения цвета лица человека (о) и серой детали при относительно малом (б) и большом (в) избытке синих лучей в съемочном освещении

Во всех случаях образования цветовых искажений следует пользоваться спектральными характеристиками звеньев цветовоспроизведения и субъективно анализировать цветовые искажения. При фотопечати коррекцию цвета осуществляют не по цвету лица, а по серой детали в изображении (лучше по серой шкале в кадре).

Цветовоспроизведение в фотографии

Рис. 2. Кривые спектрального пропускания в УФ области спектра различных стекол, применяемых для объективов

Цветовые искажения при смене фотографических объективов.

В зависимости от сорта стекла и просветляющего покрытия объективы различаются по спектральному пропусканию в зоне от 300 до 400 нм — в невидимых для глаза лучах. На рис.2 показаны кривые спектрального пропускания различных стекол, применяемых для объективов. Их различия в пропускании влияют на цветовоспроизведение, так как в цветных негативных пленках к УФ волнам чувствителен первый частичный слой—синечувствительный. Вследствие этого в негативе образуется добавочная вредная желтая плотность. При фотопечати она ослабляет действие на позитивную пленку или фотобумагу синих лучей, в результате чего в позитивном изображении уменьшается выход желтого красителя с появлением заметного холодного оттенка хроматических цветов. На основании этих свойств объективы, пропускающие УФ лучи, условно называются «холоднорисующими». Верхнее стекло таких объективов отражает свет с желтым оттенком. Объективы, на пропускающие УФ лучи, называются «теплорисующими», их верхнее стекло отражает свет с синим оттенком. Улучшают цветовоспроизведение просветляющими пленками, наносимыми на линзы объективов физическим и химическим способами.

зонная система, источник, экспонометр, экспозиция

Рис.3. Кривые спектрального пропускания различных просветляющих пленок на линзах объективов

Кривые отражения (рис. 3) таких пленок показывают, что вследствие их подъема в УФ части спектра несколько компенсируется вредное пропускание объективами УФ лучей. Различное пропускание объективов действует на цветовоспроизведение не изолированно, а в совокупности с конкретным балансом частичных слоев цветных негативных пленок. В зависимости от особенностей баланса слоев пленки одного типа, но разного полива эмульсии, также условно можно разделить на «холодно» и «теплорисующие». При разном сочетании объективов и пленок их свойства могут взаимно компенсироваться в разных направлениях либо усиливаться при однородности их свойств. Применяя сменные объективы, следует пользоваться их идентичными спектральными характеристиками. На цветовоспроизведение значительно влияют непросветленные объективы старых выпусков.