ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Практическая киноэкспонометрия

ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ

Ф. С. Пятницкий ПРАКТИЧЕСКАЯ КИНОЭКСПОНОМЕТРИЯ

I (Экспонометры и их применение)

Утверждено в качестве учебного пособия

РАБОТА РЕКОМЕНДОВАНА КАФЕДРОЙ КИНОТЕЛЕТЕХНИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава I. Краткие сведения из метрологии

§ 1. Погрешности измерений

§ 2. Способы выражения величины погрешности

Глава II. Типы экспонометров. Их устройство и применение

§ 1. Спотметр «Асахи Пентакс», модель III

§ 2. Экспонометр «Секоник Студио», модель S

§ 3. Экспонометр «Секоник Студио Делюкс», модель L-28 С2

§ 4. Экюпонометры «Вестон Евро Мастер», «Мастер-5»

Таблицы, рекомендуемыедля экспонометрических расчетов

Приложение I. Перевод показаний спотметра«Асахи Пентакс» в ниты, апостильбы и люксы

Приложение II. Значение номеров каналов в люксах при измерениях освещенности различными экспонометрами

Приложение III. Цена промежуточных делений между оцифрованными метками шкалы экспонометров (Секоник Студио и др.)

Приложение IV. Определение ключевой освещенности

Приложение V. Компенсация экспозиции диафрагмой объектива при изменениях частоты киносъемки

Приложение VI. Зависимость выдержки от частоты съемки и угла раскрытия щели обтюратора

Приложение VII. Поправки диафрагм при употреблении светофильтров различной кратности

Приложение VIII. Поправки экспозиции на масштаб изображения

Приложение IX. Определение чисел по их десятичным логарифмам

Приложение X. Перевод оптических плотностей в коэффициенты пропускания и отражения

Приложение XI. Уменьшение контраста яркостей в оптическом изображении на пленке вследствие светорассеяния в системе объектив — камера (по Джонсу и Кондиту)

Приложение XII. Цветовые температуры освещения в градусах Кельвина и в числах декамайред (ДМ)

Приложение XIII. Действие компенсационных светофильтров КОДАК и поправки экспозиции при их применении

Приложение XIV. Действие компенсационных светофильтров OPBO и поправки экспозиции при их применении

Приложение XV. Приближенное определение гаммы проявления негатива по негативному изображению контрольных полей, имеющих в объекте съемки интервал яркости 4:1.

Приложение XVI. Приближенное определение результирующего коэффициента контрастности киноизображения в позитиве (у рез.) по известной гамме кинонегатива и гамме проявления позитивной кинопленки

Приложение XVII. Десятичные приставки в метрической системе единиц

Приложение XVIII. Названия букв греческого алфавита, применяемых в формулах

ПРЕДИСЛОВИЕ

Творческая работа кинооператора требует эффективного использования вверенных ему технических средств киносъемки. В его работу со светом входит управление количеством освещения (экспозициями), согласованное не только с визуальными оценками, но и с факторами съемочного аппарата и режимами обработки пленки. Все это в настоящее время требует уверенного владения измерительной и расчетной техникой.

В предлагаемом студентам операторского факультета пособии описаны наиболее употребляемые в данное время экспонометры, даны примеры решения экспонометрических задач, связанных с измерениями света, и приводятся таблицы, помогающие решать некоторые задачи - без вычислений.

Г лава I. Краткие сведения из метрологии

§ 1. Погрешности измерений

Метрология — учение об измерениях — содержит ряд установленных положений о погрешностях измерений, их видах,способах уменьшения и численного выражения. С этими положениями должен быть знаком всякий практический работник, применяющий измерения для контроля производственного процесса. Это относится и к кинооператору, работающему со светом и управляющему факторами экспозиции на основе своей измерительной и расчетной техники.

Чтобы пользоваться результатами измерений, необходимо прежде всего уметь оценивать величину их погрешности, а это означает, что нужно знать особенности применяемого измерительного прибора и точность его показаний.

Все измерения, включая самые точные, всегда приближенные и характеризуются той или иной величиной погрешности. Погрешности вызываются причинами разного происхождения, предусмотреть которые не всегда возможно, и делятся на случайные и систематические. Последние, если они относятся к измерительному прибору, можно знать заранее и вносить соответствующие поправки в показания прибора.

§ 2. Способы выражения величины погрешности

Для численного выражения величины погрешности применяются разные способы, знакомство с которыми необходимо. Рассмотрим некоторые из них.

1-й способ - Выражение погрешности ее абсолютной величиной. При этом способе погрешность выражается разностью между абсолютными величинами света — измеренной и истинной. Разность алгебраическая, с указанием знака погрешности — плюса или минуса. Для экспонометрии недостатокэтого способа заключается в том, что он обычно не дает ясного представления о величине погрешности в экспозиции. Например, измеренная экспонометром освещенность 1000 люкс, при истинной освещенности 2000 люкс, означает большую погрешность в экспозиции на целое деление диафрагмы объектива, а та же погрешность 1000 люкс при измерении 10000 люкс окажется очень небольшой, составляя всего 1/8 деления диафрагмы. Однако в последнем случае этого непосредственно не видно (без соответствующего подсчета).

2-й способ. Выражение погрешности ее относительной величиной в процентах. При этом способе погрешность выражается в % % от истинной величины и вычисляется по формуле:

X% = ((Eизм - Eист)/Eист)*100

В данном случае погрешность в экспозиции равна минус 1/2 деления диафрагмы, как будет показано ниже.Этот способ удобнее первого тем, что при любых абсолютных уровнях освещения, будь то десятки или тысячи люкс, всякий раз, когда относительная погрешность окажется минус 30%, это будет всегда означать одну и ту же погрешность в экспозиции — минус 1/2 деления диафрагмы объектива.

3-й способ. Выражение погрешности в логарифмических единицах (лог. ед.). При этом способе погрешность выражается логарифмом отношения абсолютных величин света — истинных и измеренных. При этом берется отношение большего числа к меньшему. Если измеренная величина меньше истинной, логарифм указывается со знаком минус.

Пример 1. Истинная величина равна 100 люкс, а измеренная 200 люкс.

Погрешность равна: lg(200/100) = Ig2 = 0,3 лог. ед.

Пример 2. Вместо 100 люкс прибор показал 50 люкс (меньше истинной величины).

Погрешность равна: —lg(100/50)=—lg2= —0,3 лог. ед.

Например, если при измерении 5000 люкс прибор показал 3500 люкс, то относительная погрешность будет равна:

(3500-5000)/5000*100=(-1500*100)/5000=30%

 

Таблица 1

Погрешности измерений света и экспозиции, выраженные разными способами

В долях диафрагмы

В логарифмич. единицах

Относительной погрешн. в %%

Примечание *

± 1

±0,3

+ 100%—50%

 

±5/6

±0,25

+78%—44%

 

±3/4

±0,225

+68%—40%

 

±2/3

±0,2

+59%—37%

Погрешность экспонометров класса Б («Ленинград-6»)

±1/2

±0,15

+40%— 30%

Погрешность экспонометров класса А («Свердловск-2»)

±1/3

±0,1

+26% —20%

 

± 1/4

±0,075

+20% —16%

 

±1/6

±0,05

+12% —11 %

 

±1/8

±0,04

+ 10%—9%

Погрешность люксметра Ю-16 в пределах 0—500 лк

± 1/10

±0,03

+7%—7%

 

± 1/16

±0,02

+ 4% —4%

 

Точность приборов указана по опубликованным данным.

В экспонометрии этот способ наиболее удобен. Большое его преимущество состоит в том, что указываемая им величина погрешности непосредственно связана со шкалой логарифмов экспозиции, размеченной на оси абсцисс сенситометрического бланка. Следовательно, зная величину погрешности в экспозиции в лог. единицах, можно непосредственно по характеристической кривой пленки судить о соответствующей погрешности в плотностях негатива. Погрешности в лог. ед. легко увязываются также с погрешностями величин других факторов экспозиции.

4-й способ. Выражение погрешности в долях диафрагмы съемочного объектива. Этот способ наиболее прост и нагляден. Однако ценность его значительно возрастает при увязке с погрешностями, выраженными в лог. ед. Так, например, двухкратное изменение экспозиции при погрешности, равной целому делению диафрагмы, равно в лог. ед. числу 0,3. Этот интервал 0,3 делится на такие же части, как одно деление диафрагмы. Так, погрешность 0,1 лог. ед. равна погрешности на 1/3 деления диафрагмы.

В таблице 1 дано сравнение различных способов выражения погрешностей.

 

Глава II. Типы экспонометров. Их устройство и применение.

В данное время в операторской практике получили широкое распространение различные зарубежные экспонометры, имеющие отличия от приборов отечественного производства. Между тем информация об особенностях их устройства и возможностях применения в практике кинооператора недостаточна. Чтобы восполнить этот пробел хотя бы частично, мы приводим краткие описания наиболее распространенных типов экспонометров и способов их применения. Обратим внимание на некоторые возможные задачи применения спотметров при киносъемках, не оговоренные в фирменных инструкциях к ним.

§ 1. Спотметр «Асахи Пентакс», модель III

 

AsakhiPentax1

1. Nipple for turning ASA/DIN disk

2. Индекс шкалыDIN
3. Шкала DIN
4. Шкала IRE
5. Индекс шкалы светлот
6. Шкала светлот
7. Регулируемый окуляр
8. Регулировочное кольцо

Устройство спотметра. Датчиком служит сернисто-кадмиевый фоторезистор (CdS). Кривые спектральной чувствительности его и глаза близки.Свет поступает на датчик через объектив с фокусным расстоянием 100 мм и одновременно при помощи полупрозрачного зеркала — в глаз через оборачивающую пентапризму и окуляр. Объектив не фокусируется.Прибор питается двумя источниками электроэнергии: батареей типа «Крона» — 9 вольт и аккумулятором — 1,3 вольта. Батарея подключается нажимом кнопки «L» в передней части прибора только при измерениях яркостей низшего диапазона.Визир спотметра позволяет наблюдать объект съемки в пределах угла 17° по горизонтали и 12° по вертикали. Измеряемая точечная яркость объекта находится в центре этого поля, ограниченная кружком, соответствующим углу восприятия 1 град.Спотметр измеряет точечные яркости в нитах (нт), начиная с уровня, приблизительно, 1 нт и до 32 000 нт. В апостильбах (асб.) это соответствует шкале яркостей от 3—4 до 100 000 асб.

 

 

 

 

 

 

 

AsakhiPentax2

9. Шкала выдержек

10. Шкала диафрагм
11. Индекс шкалы ASA
12. Шкала ASA
13. Ручная петля
14. Объектив
15. Винт подстройки нуля
16. Кнопка контроля батареи
17. "L" кнопка-включатель low-light
диапазона
18. Кнопка подсветки шкалы

Указанная шкала яркостей выражается в спотметре числами световых уровней от 3 до 18 и видна в поле визира одновременно с объектом съемки и стрелкой гальванометра. Шкала делится на два диапазона — низших и высших яркостей, — обозначенных соответственно буквами L (от low — низкий) и Н (от high — высокий). Прирост яркости на единицу шкалы означает ее удвоение. Оба диапазона яркостей имеют отличную стыковку. Промежуток между двумя соседними оцифрованными метками разделен на три равные части, отвечающие 1/3 деления диафрагмы.

Устройство калькулятора. Калькулятор, в отличие от обычных, содержит шкалу индексов IRE, предложенную «Институтом Радио Инженеров» (США). Шкала эта учитывает особенности телевизионного тоновоспроизведения изображений. Ее цель — ограничение диапазона электрических сигналов, формирующих телеизображение и контролируемых осциллограммой во время показа кинофильмов по телевидению. Диапазон сигналов дается шкалой в интервале 1 : 10. Если для высшей яркости объекта допустить максимальный размах электросигнала (100%), то минимальная яркость должна передаваться уровнем сигнала в размере 10%. Такое ограничение вызвано тем, что градация более темных тонов объекта, приходящаяся на уровни сигналов ниже 10%, будет сильно искажаться помехами от неизбежных электрических шумов в телевизионном тракте воспроизведения. Так, черный тон, равный 2% от белого, соответствующий в объекте фактуре черного сукна, даже при нахождении его в зоне ключевой освещенности объекта, будет почти целиком совпадать с величиной шумов сигнала и, следовательно, утратит зрительную различимость.

Соответственно оптимальному интервалу электросигналов шкала IRE оцифрована числами от 1 до 10 с указанием множителя 10. На шкале световых величин в калькуляторе этому интервалу оптимального тоновоспроизведения объекта соответствуют пять удваивающихся ступеней яркости, составляющих оптимальный интервал яркостей объекта — 1 : 32.

Индексы шкалы IRE связываются ориентировочно со светлотами фактур объекта съемки, как это показано в таблице 2. В модели III спотметра связь индексов со светлотой фактур дается в калькуляторе с помощью окраски в те цвета объектов, для которых типична данная светлота. Так, для светлых деталей объекта, имеющих желтую окраску, типична светлота в пределах 65—75%, для красно-оранжевых светлых — впределах 30—45% (к этому индексу можно отнести лицо актера со светлой кожей), для зеленых фактур — 18—25%, что отвечает средне-серому тону, для синих — б—12%. Эта добавочная цветовая информация в шкале IRE позволяет более точно вести экспонометрические расчеты, ориентируясь по цвету измеряемой детали.Связь индексов шкалы IRE со светлотами деталей дается для случаев одинаковой освещенности фактур (все фактуры находятся в зоне ключевой освещенности).

Возможные, применения калькулятора для установок света и расчетов экспозиций. Применяя калькулятор, следует помнить, что спектральная чувствительность фоторезистора в спотметре позволяет вести расчеты экспозиции, в основном, при черно-белых съемках на пленках типа панхром и изопанхром. При пользовании другими пленками спектральная чувствительность фоторезистора должна быть соответственно скорригирована светофильтром,через который и должны измеряться яркости.

В случае цветных киносъемок на точность калькуляции можно рассчитывать лишь применительно к ахроматическим цветам объекта и к хроматическим — слабой насыщенности. К последним, в частности, можно отнести нормальный цвет сухой кожи лица, цветность которого выражена слабо.

Ниже приводятся примеры решения практических задач с помощью калькулятора в некоторых типовых случаях съемки.

Пример 1. Определить необходимую диафрагму объектива при съемке объекта в условиях заданного освещения, близкого к равномерному.

Решение. Выбрать в объекте деталь с достаточно известным коэффициентом отражения, находящуюся в зоне действия освещенности, которую можно принять за ключевую, и измерить ее яркость. Затем на калькуляторе, предварительно настроенном на светочувствительность применяемой пленки, совместить найденную величину яркости с той меткой на шкале IRE, которая отвечает светлоте избранной детали объекта. После этого на шкале диафрагм найти искомую диафрагму против выдержки 1/50помеченной на шкале выдержек красной точкой.

Таблица 2

 

Индексы шкалы IRE

Светлота деталей

Тон

10

100%

Высший белый

8 — желтый

70%

Близкий к белому

5 — желто-оранжевый

35%

Светло-серый

Большой треугольник сзеленой точкой

18%

Средне-серый

Синяя точка 2

12%

Темно-серые

Синяя точка1

3%

Черный

Интервал 1 : 10 (электросигналов)

Интервал 1 : 32 (яркостей)

 

 

Пример 2. Определить необходимую диафрагму объектива для съемки объекта, имеющего значительный интервал яркостей в условиях заданного освещения при невозможности применения подсветки.

Решение. Измерить максимальную и минимальную яркости объекта и найти на шкале калькулятора яркость, лежащую посередине между измеренными. Совместить эту величину яркости с большим треугольником на шкале IRE и затем на шкале диафрагм найти искомую диафрагму, лежащую против красной точки шкалы выдержек. При таком расчете обеспечивается экспонирование среднего тона объекта приблизительно на середине рабочего участка характеристической кривой пленки.

Пример 3. Определить необходимую величину ключевой яркости лица актера для съемки при заданной диафрагме объектива.

Решение. Настроив калькулятор на светочувствительность применяемой пленки, совместить красную точку шкалы выдержек с заданной диафрагмой, после чего против индекса шкалы IRE, обозначенного цифрой 5, найти искомую яркость лица. Так же следует поступать, если нужно найти необходимую яркость какой-либо другой детали объекта, если светлота ее достаточно известна и деталь эта должна находиться в зоне ключевой освещенности.

Пример 4. Необходимая ключевая освещенность объекта съемки известна. Требуется установить ее в объекте с помощью спотметра.

Решение. Сначала нужно определить, какую яркость должна иметь при заданной освещенности выбранная опорная деталь объекта с известным коэффициентом отражения. Сделать это можно двумя путями: либо простым вычислением по элементарной формуле, выражающей яркость в апостильбах (В = Е• ρ), либо по таблице (см. приложение I), в которой для всех чисел яркостей шкалы спотметра освещенности вычислены для наиболее распространенных типовых фактур,— белой (80% отражения), средне-серой (20%), кожи лица (30%).

Найдя в таблице по заданной освещенности ключевую яркость, например, лица актера, устанавливают ее в объекте с помощью спотметра. При этом настройка калькулятора на светочувствительность пленки не нужна, так как в задаче ребуется установить необходимую опорную величину света,о не определить экспозицию.

Пример 5. Определить освещенность заданной плоскости объекта по замеру яркости этой плоскости.

Решение. Задача решается без вычислений по таблице (см. приложение I), составленной, в расчете на фактуры, легко узнаваемые зрительно среди других в снимаемой сцене. К таким относятся прежде всего белые поверхности и нормальная кожа человеческого тела.

Знание точной величины коэффициентов отражения этих фактур непринципиально, особенно для общекадровой экспонометрии. Так, например, принятая у нас в некоторых методиках экспонометрических расчетов средняя величина коэфициента отражения лица актера, равная 0,3, отличается от величины 0,4, более распространенной, всего на 25%, что в пересчете на экспозицию составляет разницу немногим более Uделения диафрагмы. Если для белых фактур принять коэфициент отражения в среднем, 0,8 (светлота 80%), то эта величина будет отличаться от возможных в отдельных случаях величин 0,9 и 0,7 всего лишь на 11—12%, что составит погрешность в экспозиции на 1/8деления диафрагмы. Округления величин в указанных пределах значительно упрощают экспонометрические расчеты.

Положение измеряемых поверхностей матовых фактур относительно оптической оси спотметра не имеет значения, так как они, согласно закону Ламберта, отражают свет одинаково во всех направлениях, но сама величина их освещенности находится в соответствии с законом косинуса угла падения на них света. Следовательно, яркомер позволяет определить фактическую освещенность поверхности при данном ее положении в пространстве относительно источников света в момент замера яркости. В иных ее положениях она, естественно, будет иметь иную освещенность.

Максимальная освещенность может быть измерена по яркости поверхности тогда, когда свет падает на нее по нормали. При отклонениях от нормали на 30° в обе стороны погрешность измерений будет равна минус 13%, что составит погрешность в экспозиции на 1/6 деления диафрагмы.

Для матовых фактур освещенность может быть вычислена по формуле:

Е = B/ρ

где: Е — освещенность в люксах; В — яркость в апостильбах; ρ— коэффициент отражения.

Если яркость измеряется в нитах, применяют формулу:

Е = (B * ∏) /ρ

§ 2. Экспонометр «Секоник Студио», модель S

SeconikStudioЭкспонометр имеет шесть добавочных приспособлений: три насадки перед фотоэлементом — решетку, молочно-белый диск и полусферу — и три перфорированных шторки («слайда») — № 1, № 2 и № 3.Датчиком экспонометра служит селеновый фотоэлемент. Светоприемная головка поворачивается на 270°, что позволяет удобно отсчитывать показания прибора при измерениях света в разных направлениях.Шкала гальванометра логарифмическая, оцифрованная в футосвечах. Кроме того, она имеет оцифровку красными числами значений диафрагм, рассчитанную на определение экспозиции с помощью полусферической насадки без применения калькулятора.Шкала световых величин двухпредельная. Первый предел (от первой оцифрованной метки) охватывает диапазон от 4 до 1000 футосвечей, или, округленно, от 40 до 10 000 люкс, второй — от 120 до 30 000 футосвечей, или от 1200 до 300 000 люкс. Переход на второй предел осуществляется установкой перед

SeconikStudioAcsess

фотоэлементом слайда № 1, при которомпоказания прибора должны умножаться на 32 (округленно на 30).

Калькулятор экспонометра учитывает установку слайда № 1 двумя указателями: красным с меткой «in» (слайд вставлен), и белым, с меткой «out» (без слайда). В калькуляторе находятся две шкалы диафрагм — красная наверху и белая внизу. Первая предназначена для определения диафрагмы при киносъемках по числу кадросмен в секунду, вторая — по выдержке в секундах.

Необходимо обратить внимание на то, что все шкалы прибора, хотя и логарифмические, но размечены на гальванометре и калькуляторе по-разному. Так, шкала гальванометра размечена в соответствии с нелинейной характеристикой показаний прибора, в связи с чем промежутки между метками различны. Сначала они очень малы, к середине шкалы значительно расширяются и к концу уменьшаются. Шкалы же калькулятора размечены равноступенно. Это обстоятельство может приводить к различным величинам погрешности в расчетах экспозиции, если калькулятор настраивать на положение стрелки гальванометра в том или ином участке его шкалы. Например, если ориентировать указатель калькулятора на стрелку гальванометра, то при четырехкратном увеличении света, с 8 до 32 футосвечей, калькулятор покажет изменение диафрагмы не на два деления, а только на одно. Погрешность в данном случае приведет к двухкратной передержке. Если же четырехкратное увеличение света произойдет с 16 до 64 футосвечей, калькулятор пересчитает экспозицию правильно. При дальнейшем четырехкратном увеличении света с 64 до 250 футосвечей калькулятор потребует изменить диафрагму не на два деления, а на три с половиной,то есть ослабить освещенность пленки не в 4 раза, а в 10 раз. Погрешность при этом будет равна минус полтора деления диафрагмы, что означает уже трехкратную недодержку. Приведенные примеры относятся к определениям экспозиции по методам освещенности и яркости с ошибочной ориентировкой указателей калькулятора только на стрелку гальванометра. Чтобы избежать указанных погрешностей в определении диафрагмы по измеренному свету нужно поступать следующим образом. Измерив свет, запомнить положение стрелки между красными числами шкалы гальванометра и установить указатель калькулятора в аналогичное положение относительно красной шкалы диафрагм, находящейся под ним. После этого можно брать отсчет необходимой для съемки диафрагмы в соответствии с применяемой выдержкой. Рассмотрим примеры применения калькулятора.

Пример 1. Определить необходимую диафрагму для нормальной киносъемки на натуре, если измеренная ключевая освещенность под слайдом № 1 выразилась на шкале гальванометрачислом 64 (в люксах это соответствует, с учетом слайда, 20000 люкс, по исчислению: 64• 10,76• 30=20000). Светочувствительность кинопленки — 40 ASA.

I Решение. Замечаем, что метке 64 на шкале гальванометра соответствует красное число 4. Устанавливаем красный указатель «in» на то же число красной шкалы калькулятора, после чего по той же шкале определяем необходимое значение диафрагмы, лежащее против числа 24 кадра в секунду. Ответ — диафрагма 8. Тот же ответ будет получен и по нижней белой шкале против метки с треугольником, означающей V50 сек. Калькулятор, разумеется, предварительно настраивается на 40 единиц ASA.

Если бы мы не учли особенности согласования шкал калькулятора со шкалой гальванометра, то, установив указатель «in» на стрелку прибора, отсчитали бы диафрагму 5,6, что означало бы двукратную передержку. Такая погрешность при черно-белом негативно-позитивном процессе бывает несущественна, — смещается номер копировального света на 3—4 единицы, при цветном же процессе она слишком велика.

Пример 2. Определить необходимую величину ключевой освещенности объекта для нормальной киносъемки в павильоне на пленку светочувствительностью 160 ASA при диафрагме 2,0.

Решение. Настроив калькулятор на заданную чувствительность пленки, устанавливаем треугольную метку шкалы выдержек (1/50сек.) против диафрагмы 2 на белой шкале. Замечаем, что белый указатель калькулятора с меткой «out» оказался против числа 2,8 его красной шкалы. Это значит, что против того же числа красной шкалы гальванометра нужно сделать отсчет необходимой освещенности. Ответ — 32 футосвечи, или 320 люкс (округленно). Если бы мы не воспользовались вспомогательной красной шкалой калькулятора, то взяли бы вместо 32 число 64, лежащее против указателя калькулятора, и получили двухкратную передержку.

Применения насадочного молочно-белого диска.

Фирма рекомендует применять его с двумя целями: для измерений освещенности объекта и для измерений контраста освещения.

Измерения освещенности.

При измерениях освещенности важно учитывать, какую форму имеют поверхности объекта и как они ориентированы в пространстве. Это необходимо для выбора правильной позиции экспонометра по отношению к объекту и источникам его освещения. Следует учитывать два принципиально различных в экспонометрии случая, когда объект бывает либо плоским (например, рисованная картина) либо объемным (например, актерский план).

Если объект плоский, диск нужно располагать всегда в плоскости, параллельной освещаемой поверхности, и независимо от расположения источников света. Это необходимо потому, что только при таком положении экспонометр правильно учтет косинусы углов падения света от всех источников, освещающих данную поверхность.

Если объект объемный, диск нужно всегда направлять от объекта в сторону главного источника света. Этим путем измеряется обычно максимальная освещенность объекта, которая является также и ключевой. Для приближенного перевода футосвечей в люксы удобно брать округленный множитель 10 (вместо 10,7). Получающаяся при этом погрешность равна около 1/10 деления диафрагмы.

Измерения контраста освещения.

Производятся, два замера освещенности объемного объекта съемки; Один — при направлении диска от объекта на главный источник света, другой — при направлении в сторону заполняющей) света (обычно на камеру) с затенением диска рукой от главного источника света. Отсчет освещенности ведется по белой шкале гальванометра. Деление большего числа на меньшее дает величину контраста освещения.

Если при измерениях освещенности стрелка прибора занимает промежуточное положение, между оцифрованными метками шкалы, можно, пользоваться таблицей промежуточных значений величий света, (см. приложение III).

Фирма не дает рекомендаций по применению диска для определения экспозиции по методу освещенности, видимо из-за неудобной связи калькулятора со шкалой гальванометра, предлагая для этой цели пользоваться насадкой полусферы, позволяющей обходиться без калькулятора.

Применния решетки.

С насадкой решетки экспонометр работает как яркомер с углом восприятия 30°. Фирма предлагает пользоваться решеткой с двумя целями: для измерения яркостей, и их интервалов и для определения экспозиции по методу яркости в тех случаях, когда невозможно применить иной метод.

Измерения интервала яркостей.

Экспонометр с насаженной решеткой и вынутой шторкой № 1 направляют на сравниваемые детали объекта с расстояния, примерно, 10—15 см и измеряют отражаемый ими свет (яркость). Интервал яркостей будет равен отношению высшей яркости к низшей. Отсчет и сравнение величин ведется по белой шкале гальванометра, числа которой можно делить друг на друга. Следует заметить, что решетка сильно снижает чувствительность экспонометра, что ограничивает его применение для измерений яркостей в условиях павильонных киносъемок, особенно на высокочувствительных кинопленках при низких уровнях освещения.

Определение общекадровой экспозиции методом яркости.

Применять данный экспонометр как яркомер имеет смысл лишь при натурных съемках, когда яркости объекта достаточно велики. Экспонометр с насаженной решеткой и вынутой шторкой направляют от камеры на объект съемки, наклоняя его несколько книзу, чтобы не захватывать большой площади неба. Измерив этим путем средневзвешенную яркость объекта, замечают положение стрелки прибора на красной шкале гальванометра и устанавливают красный указатель калькулятора с меткой «in» ваналогичное положение на красной, шкале, калькулятора. После этого отсчитывают необходимую диафрагму против метки с треугольником на нижней шкале выдержек или по красной шкале калькулятора против метки, указывающей число кадров в секунду.

Важно запомнить: принасаженной решетке шторка перед фотоэлементом не применяется, но калькуляция экспозиции ведется всегда с помощью красного указателя обозначенного меткой «in». Во всех других случаях метка «in» относится к работе, экспонометра с установленной перед фотоэлементом шторкой.

 

Уважаемые читатели, студенты ОФ ВГИК_а ! И все, кто хочет сделать маленькое доброе дело.

В этом месте отсутствуют страницы №№ 20 и 21. Сфотографируйте на телефон хотя бы эти две страницы и пришлите по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и кроме меня вам будут благодарны многие.

Мне досталась эта методичка в очень ветхом состоянии. И я не хочу, чтобы ценные знания пропали совсем. Именно с этой целью я, не преследуя никаких иных и разместил ее и дополнил иллюстрациями на этом сайте.

 

 

 

чен буквой L (свет измеряется без слайда в головке). По обеим сторонам треугольных индексов помещены метки, оцифрованные множителями: *1/2, *2 и *4. Этими метками рекомендуется пользоваться вместо треугольников для поправок экспозиции, когда оператору приходится измерять не средню яркость объекта, которая отвечает средне-серому тону, а яркости ниже или выше ее. Так, при определении экспозиции по яркости лица следует применять индекс со знаком *2, что означает удвоение экспозиции, — иначе кадр будет недодержан в 2 раза, потому что коэффициент отражения светлой кожи лица (40%) в два раза выше средне-серого тона {20%) на который рассчитываются обычно все калькуляторы яркомеров.

При замерах яркости белых фактур или вынужденных замерах больших площадей яркого неба в кадре следует пользоваться меткой со знаком Х4, так, как белая фактура (80% отражения) в 4 раза светлее средне-серой.Метка *1/2применяется при измерении яркости темных частей объекта, когда общекадровая экспозиция во избежание передержки должна быть уменьшена.Почти все зарубежные экспонометры имеют в калькуляторах эти полезные индексы для более точного определения экспозиции в различных условиях съемки.

§ 4. Экспонометры «Вестон Евро Мастер», «Мастер-5»

 

Weston Master

VestonMaster1VestonMaster2Датчиком экспонометра служит селеновый фотоэлемент. Экспонометр позволяет измерять свет, отраженный от объекта (яркость), и свет, падающий на объект. Плоской молочно-белой насадки он не имеет. При измерении падающего света применяется выпуклая насадка, именуемая «инверкон», которая всегда направляется от объекта съемки на съемочную камеру. Во время натурной съемки подходить к объекту необязательно, если условия освещения возле камеры одинаковы с условиями освещения объекта.

 

Weston Master V

WestonMaster51WestonMaster52Экспонометр с насадкой инверкон, строго говоря, не является люксметром, так как при выпуклой насадке не учитывается закон косинуса угла падения света на освещаемую поверхность. Однако величины света, измеренные с инверконом позволяют определять общекадровую экспозицию с такой же точностью, как и при измерениях яркости.Показания прибора с инверконом можно переводить в люксы при условии падения света на инверкон спереди.

Отраженный от объекта свет (яркость) измеряется только без инверкона. Прибор направляется от камеры на объект. При пейзажной съемке в измеряемый кадр не следует включать яркого неба, чтобы расчет экспозиции не привел кнедодержке.

Пользование калькулятором при определениях общекадpовой экспозиции. При съемках объектов, не имеющих высоких контрастов яркости, экспозиция определяется путем установки красной метки (в треугольнике основного диска калькулятора) против числа измеренного света. По обе стороны от красной метки имеются черные метки, обозначенные буквами «U» и «О». Они охватывают интервал световых величин 1 : 128. Его следует считать предельным при черно-белых съемках. С помощью этих меток можно калькулировать экспозицию при съемке объектов с большим интервалом яркостей. Для этого нужно измерить высшую и низшую яркости в объекте и установить красную метку калькулятора на среднюю величину между ними. Если при этом окажется, что измеренные величины света не выходят за пределы «вилки», ограниченной буквами «U» и «О», то это означает, что величина интервала не превышает 1 : 128 и съемку можно вести не уменьшая интервал. Для уменьшения интервала применяется либо подсветка в тенях либо затенение; объекта в светах, в зависимости от того, какая плотность негатива требуется.

Если уменьшение интервала яркости невозможно, есть два компромиссных решения:

1) установить на калькуляторе против числа измеренной низшей яркости метку с буквой «U» (это даст экспозицию для лучшей проработки деталей в тенях при некоторой передержке в светах);

2) установить на калькуляторе против числа высшей яркости метку с буквой «О» (это даст экспозицию, лучшую для светов при некоторой недодержке в тенях). При цветных съемках рекомендуется поддерживать с помощью экспонометра интервал яркости 1:32. Это соответствует разности чисел света на шкале калькулятора в пять единиц. Например, если высшая яркость, при установленном ключевом свете, равна 11-му каналу, то низшую яркость следует держать в объекте около 6-то канала.

Применение в калькуляторе меток «А» и «С». Когда метод яркости применяется к объекту с невысоким контрастом яркости, имеющему значительную площадь, занятую темными деталями, расчет экспозиции с помощью красной метки калькулятора дает обычно передержку. Чтобы избежать этого, вместо красной метки рекомендуется пользоваться меткой, обозначенной буквой «А», сокращающей экспозицию в 2 раза. По аналогии, если в объекте преобладают большие площади высокой яркости, то измеренное высокое число интегральной яркости даст при пользовании красной меткой калькулятора недодержку. В этих случаях рекомендуется определять экспозицию с помощью метки, обозначенной буквой «С», увеличивающей экспозицию в 2 раза.

Меткой «С» необходимо также пользоваться при определении общекадровой экспозиции по яркости лица актера, так как кожа лица в два раза светлее средне-серой поверхности, на коэффициент отражения которой, как было сказано, рассчитываются все калькуляторы фотоэлектрических экспонометров.

Шкала гальванометра логарифмическая и размечена номерами каналов. Цена номеров каналов в люксах, при измерениях света через инверкон, при падении на него света спереди, следующая:

 

№№
каналов

Люкс

№№
каналов

Люкс

2

30

9

4000

3

60

10

8000

4

125

11

15000

5

250

12

30000

6

500

13

65000

7

1000

14

125000

8

2000

 

 

Экспонометр «Вестон Евро Мастер» аналогичен модели «Мастер-5». Шкала гальванометра имеет ту же оцифровку, с теми же значениями номеров каналов в люксах при измерениях света через насадку инверкон.

 

 

 

ТАБЛИЦЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЭКСПОНОМЕТРИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ

Приложение I

Перевод показаний спотметра «Асахи Пентакс» в ниты, алтостильбы и люксы

Показания
спотметра

Яркость
Освещенность в люксах на фактурах
 

апостильб
(люкс на белом)
ρ=1.0

ниты белая
ρ=0.8
лицо
ρ=0.3
средне-серая
ρ=0.2
4 6 2 8 20 32
  8 2.5 10 25 30
  10 3 12 32 50
5 12 4 16 40 64
  16 5 20 50 80
  20 6 25 64 100
6 25 8 32 80 125
  32 10 40 100 160
  40 12 50 125 200
7 50 16 64 160 250
  64 20 80 200 320
  80 25 100 250 400
8 100 32 125 320 500
  125 40 160 400 640
  160 50 200 500 800
9 200 64 250 640 1 000
  250 80 320 800 1 250
  320 100 400 1 000 1 600
10 400 125 500 1 250 2 000
  500 160 640 1 600 2 500
  640 200 800 2 000 3 200
11 800 250 1 000 2 500 4 000
  1 000 320 1 250 3 200 5 000
  1 250 400 1 600 4 000 6 400
12 1 600 500 2 000 5 000 8 000
  2 000 640 2 500 6 400 10 000
  2 500 800 3 200 8 000 12 500
13 3 200 1 000 4 000 10 000 16 000
  4 000 1 250 5 000 12 500 20 000
  5 000 1 600 6 400 16 000 26 000
14 6 400 2 000 8 000 20 000 32 000
  8 000 2 500 10 000 25 000 40 000
  10 000 3 200 12 500 32 000 50 000
15 12 500 4 000 16 000 40 000 64 000
  16 000 5 000 20 000 50 000 80 000
  20 000 6 400 25 000 64 000 100 000
16 25 000 8 000 32 000 80 000  
  32 000 10 000 40 000 100 000  
  40 000 12 500 50 000    
17 50 000 16 000 64 000    
  64 000 20 000 80 000    
  80 000 25 000 100 000    
18 100 000        

 

Приложение II

Значение номеров каналов в люксах при измерениях освещенности различными экспонометрами

 


№№
каналов

 


Ленинград - 4


Ленинград - 6

 

Вестон Евро
Мастер

Вестон Мастер-5


Лунасикс 3
(с полусферой)

 

Спотметр
Асахи Пентакс
(люкс на лицепри ρ=0.3)

(с инверконом)

1

120

1

0,17

2,5

2

250

2

32

0,35

5

3

500

4

64

0,7

10

4

1000

8

125

1,4

20

5

2000

16

250

2,8

40

6

4000

32

500

5,5

80

7

8000

65

1000

11

160

8

16000

130

2000

22

320

9

30000

250

4000

44

640

10

60000

500

8000

88

1250

11

120000

1000

16000

175

2500

12

250000

2000

32000

350

5000

13

 

4000

65000

700

10000

14

8000

130000

1400

20000

15

16000

250000

2800

40000

16

32000

 

5500

80000

17

65000

 

11000

160000

18

130000

 

22000

19

 

250000

 

44000

20

88000

Значение половины канала определяется умножением на 1,4. Яркость поверхности в апостильбах, при известной ее освещенности, определяется умножением числа люкс на коэффициент ее отражения.

 

Приложение III

Цена промежуточных делений между оцифрованными метками шкалы экспонометров (Секоник-Студио и др.)

Футосвечи

Люксы

Люксы
при слайде
№ 1

 

 

4

40

1200

4,8

50

1500

5,6

60

1800

6,7

70

2100

8

85

2500

9,5

100

3000

11

120

3600

13,5

145

4400

16

170

5000

19

200

6000

22

240

7000

27

290

8700

32

340

10000

38

400

12000

45

480

14000

55

600

18000

64

690

20000

75

800

24000

90

970

З0000

110

1200

36000

125

1350

40000

150

1600

50000

180

1900

57000

220

2400

70000

250

2700

80000

300

3200

100000

360

4000

120000

440

4800

 

500

5400

 

600

6400

 

720

8000

 

880

9500

 

1000

10700

 

Примечание:

1 футосвеча = 10,76лк.

Кратность слайда № 1 = 30 (округленно).

 

Приложение IV

Определение ключевой освещенности

Светочувствительность
по системам

Примерная ключевая
освещенность объекта
влюксах

ГОСТ

DIN

ASA

2

5

2,5

20000

2,5

6

3,2

17000

3,2

7

4

14000

4

8

5

10000

5

9

6

9000

6

10

8

7000

8

11

10

5000

10

12

12

4500

12

13

16

3500

16

14

20

2600

20

15

25

2000

25

16

32

1600

32

17

40

1300

40

18

50

1000

50

19

64

800

65

20

80

650

80

21

100

500

100

22

125

400

130

23

160

320

160

24

200

250

200

25

250

200

250

26

320

160

320

27

400

120

400

28

500

100

500

29

640

80

640

30

800

60

800

31

1000

50

1000

32

1250

40

Примечание:

Таблица составлена для диафрагмы 2,0 просветленного объектива выдержки 1/50 сек., при угле раскрытия щели обтюратора 170° и нормальной частоте кадросмен — 24 кадра в сек.

 

Приложение V

 

Компенсация экспозиции диафрагмой объектива при изменениях частоты киносъемки

 

Число кадров в сек.

Диафрагма

1

10

14

20

 

 

 

 

2

7

10

14

2.0

 

 

 

4

5

7

10

14

20

 

 

6

4

5,6

8

11

16

22

 

8

3,5

5

7

10

14

20

 

16

2,4

3,5

4,8

7

10

14

20

24

2

2,8

4

5,6

8

11

16

32

 

2,5

3,5

5

7

10

14

48

 

2

2,8

4

5,6

8

11

64

 

4

2,5

3,5

5

7

10

100

 

 

2

2,8

4

5,6

8

120

 

 

 

2,5

3,5

5

7

200

 

 

 

2

2,8

4

5,6

Примечание:

Пример задачи. Какую; диафрагму нужно установить при частоте съемки 4 кадра в секунду, если при нормальной частоте съемки требовалась диафрагма 4,0?

Решение. В средней строке таблицы, отвечающей нормальной-частоте съемки, отыскиваем диафрагму 4,0 и в этой вертикальной колонке в строке, отвечающей 4 кадрам в сек., находим нужную диафрагму 10.

 

Приложение VI

Зависимость выдержки от частоты съемки и угла раскрытия щели обтюратора

Угол раскрытия
щели обтюратора
в градусах (а)

 

Числокадросмен (к) в секунду

 

 

24

20

16

12

8

4

180

1/48

1/40

1/32

1/24

1/16

1/8

170

1/51

1/42

1/34

1/25

1/17

1/8

160

1/54

1/45

1/36

1/27

1/18

1/9

150

1/58

1/48

1/38

1/28

1/19

1/10

140

1/62

1/51

1/41

1/31

1/20

1/10

130

1/66

1/55

1/44

1/33

1/22

1/11

120

1/72

1/60

1/48

1/36

1/24

1/12

110

1/79

1/65

1/52

1/39

1/26

1/13

100

1/86

1/72

1/58

1/43

1/29

1/15

90

1/96

1/80

1/64

1/48

1/32

1/16

80

1/106

1/90

1/72

1/54

1/36

1/18

70

1/123

1/103

1/82

1/62

1/41

1/20

60

1/144

1/120

1/96

1/72

1/48

1/24

50

1/173

1/144

1/115

1/86

1/57

1/28

40

1/216

1/180

1/144

1/108

1/72

1/36

30

1/288

1/240

1/192

1/144

1/96

1/48

20

1/432

1/360

1/288

1/216

1/144

1/72

10

1/864

1/720

1/576

1/432

1/288

1/144

Примечание.

Формула для определения выдержки: t = α/360 • к сек.

Формула для определения угла обтюратора: α= 360 • к • t град.

Формула для определения частоты съемки: к =α/ 360 • t кадр/сек.

 

 

Приложение VII

Поправки диафрагм при употреблении светофильтров различной кратности

 

Кратность
фильтров

 

Исходные диафрагмы без светофильтра

2,8

4

5,6

8

11

16

22

Необходимые диафрагмы при светофильтре

1,5

2,3

3,2

4,5

6,3

9

12,5

18

2

2

2,8

4

5,6

8

11

16

2,5

2,5

3,6

5,1

7,2

10

14

3

2,3

3,2

4,5

6,3

9

12,5

4

2

2,8

4

5,6

 

11

5

 

2,5

3,6

5

7,2

10

6

2,3

3,2

4,5

6,3

9

8

2

2,8

4

5,6

8

10

 

 

2,5

3,6

5

7,2

12

 

2,3

3,2

4,5

6,3

14

 

2,2

3

4,3

6

16

2

2,8

4

5,6

18

2,5

3,6

5

20

 

 

2,3

3,2

4,5

 

Приложение VIII

Поправки экспозиции на масштаб изображения

Масштаб
изображения

Размеры объекта,заполняющего
кадр

Поправка экспозиции

Множитель

В делениях
диафрагмы

10 : 1

8 : 1

6 : 1

4 : 1

2,5 : 1

1 ,5: 1

1 : 1

1 : 1,5

1 : 2

1 : 2,5

1 : 3

1 : 4

1 : 5

1 :7

1 : 10

 

16x22 см

13x18 см

10х 13см

65x88 мм

40 x55мм

24x33 мм

16x22 мм

11x15 мм

8X11 мм

6x9 мм

5x7 мм

4x6 мм

3x4 мм

2x3 мм

1,6x2,2мм

1.20

1.27

1.36

1.56

2.00

2.78

4

6

9

12

16

25

36

64

120

1/4

1/3

1/2

2/3

1

1 1/2

2

2 1/2

3

3 1/2

4

4 1/2

5

6

7

 

Примечание.

Таблица действительна при съемках с объективами симметричной конструкции.

 

Приложение IX

Определение чисел по их десятичным логарифмам

 

lg N

N

lg N

N

0

1,0

0

1,0

0,1

1,2

—0,1

0,80

0,2

1,6

—0,2

0,60

0,3

2,0

—0,3

0,50

0,4

2,5

-0,4

0,40

0,5

3,2

—0,5

0,30

0,6

4,0

—0,6

0,25

0,7

5,0

-0,7

0,20

0,8

6,4

—0,8

0,16

0,9

8,0

—0,9

0,12

1,0

10

—1,0

0,10

1,1

12,5

—1,1

0,08

1,2

16

—1,2

0,06

1,3

20

—1,3

0,05

1,4

25

—1,4

0,04

1,5

32

-1,5

0,03

1,6

40

—1,6

0,025

1,7

50

—1,7

0,02

1,8

64

-1,8

0,016

1,9

80

—1,9

0,012

2,0

100

—2,0

0,01

2,1

125

—2,1

0,008

2,2

160

—2,2

0,006

2,3

200

—2,3

0,005

2,4

250

—2,4

0,004

2,5

320

-2,5

0,003

2,6

400

—2,6

0,002

2,7

500

—2.7

0,002

2,8

640

—2,8

0,001

2,9

800

-2,9

0,001

3,0

1000

—3,0

0,001

 

Примечание.

См. примеры решения экспонометрических задач на стр. 36.

Примеры задач, решаемых с помощью таблицы — см. приложение IX

 

1.Выразить интервал яркостей объекта логарифмическойвеличиной, необходимой для экcпонометричееких расчетов по cенситометрическому бланку.

Решение. Отношение высшей яркости к низшей принять за число N и по нему взять логарифм N. Аналогично решается задача, в которой по известной логарифмической величине интервала яркости нужно узнать отношение высшей яркости к низшей.

2.Выразить отражательную способность окраски величинной оптической плотности (Д), если известен ее коэффициентотражения (ρ).

Решение. Взять обратную величину коэффициента отражения поверхности и принять ее за число N, логарифм которого и будет величиной оптической плотности. Например, коэффициент отражения матовой окраски равен 0,5. Обратная величина его равна 10/5, то есть 2. Принимаем 2 за N. Логарифм 2 равен 0,3.

3.Коэффициент отражения окраски неизвестен, но нужновыразить ее оптическую плотность по отношению к имеющейся белой окраске наиболее высокой светлоты, оптическаяплотность которой принимается условно за 0.

Решение. Измеряем яркомером яркости обеих поверхностей при одинаковой освещенности и отношение большей к меньшей принимаем за число N, по которому определяем lg N,то есть искомую Д окраски.

Примечание: если яркости выражаются номерами каналов шкалы яр номер а, делить их недопустимо, а нужно предварительно перевести их в любые абсолютные величины света и затем эти величины поделить.

4.Построить кривую какой-либо функции на графике слинейной шкалой ординат ino имеющейся кривой той же функции, выраженной в логарифмических единицах. Например:сравнить кривую SA, имеющейся негативной пленки с кривойlgпленки того же типа, приведенной в справочнике.

Решение. Ординаты для избранных длин волн одного графика переводятся по таблице в ординаты другой системы, и по ним строится необходимый график для сравнения пленок.

 

Приложение X

Перевод оптических плотностей в коэффициенты пропускания и отражения

Оптическаяплотность (Д)

Пропускание (Т)и отражение (ρ)

Оптическаяплотность (Д)

Пропускание (Т) и отражение (ρ)

0.00

1.00

0.74

0.18

0.02

0.95

0.76

0.17

0.04

0.91

0.78

0.16

0.06

0.87

0.80

0.15

0.08

0.83

0.82

0.15

0.10

0.79

0.84

0.14

0.12

0.76

0.86

0.14

0.14

0.72

0.88

0.13

0.16

0.69

0.90

0.12

0.18

0.66

0.92

0.12

0.20

0.63

0.94

0.11

0.22

0.6)

0.96

0.11

0.24

0.57

0.98

0.10

0.26

0.55

1.00

0.10

0.28

0.52

1.02

0.09

0.30

0.50

1.04

0.09

0.32

0.48

1.06

0.08

0.34

0.46

1.08

0.08

0.36

0.44

1.10

0.07

0.38

0.42

1.12

0.07

0.40

0.40

1.14

0.07

0.42

0.38

1.16

0.06

0.44

0.36

1.18

0.06

0.46

0.34

1.20

0.06

0.48

0.33

1.22

0.06

0.50

0.31

1.24

0.05

0.52

0.30

1.26

0.05

0.54

0.29

1.30

0.05

0.56

0.27

1.35

0.04

0.58

0.26

1.40

0.04

0.60

0.62

0.64

0.66

0.68

0.70

0.72

0.25

0.24

0.23

0.22

0.21

0.20

0.19

1.45

1.50

1.55

1.60

1.65

1.70

2.00

0.03

0.03

0.02

0.02

0.02

0.02

0.01

 

Приложение XI

Уменьшение контраста яркостей в оптическом изображении на пленке вследствие светорассеяния в системе объектив-камера (по Джонсу и Кондиту)

 

Объект съемки

Контраст яркостей объекта

Коэффициент
светорассеяния

Контраст оптического изображения

Натурный объект при контрастном освещении

600: 1

5

120: 1

Натурный объект при неконтрастном освещении

150: 1

4

40: 1

Натурный объект при «плоском» освещении

32:1

2

16: 1

Павильонный объект при контрастном освещении

100: 1

2,5

40: 1

Павильонный объект при неконтрастном освещении

65: 1

2

32: 1

Павильонный объект при «плоском» освещении

32: 1

1,5

20: 1

Приложение XII

Цветовые температуры освещения в градусах Кельвина и в числах декамайред (ДМ)

°К

ДМ

°К

ДМ

°К

ДМ

°К

ДМ

2400

41,5

3400

29,4

5000

20,0

6600

15,2

2500

40,0

3600

27,8

5200

19,2

6800

14,7

2550

39,1

3700

27,0

5300

18,8

6900

14,5

2600

38,4

3800

26,3

5400

18,5

7000

14,3

2650

37,7

3900

25,6

5500

18,2

7500

13,3

2700

37,0

4000

25,0

5600

17,8

8000

12,5

2750

36,4

4100

24,4

5700

17,5

8500

11,8

2800

35,6

4200

23,8

5800

17,2

9000

11,1

2850

35,0

4300

23,2

5900

16,9

9500

10,5

2900

34,4

4400

22,7

6000

16,6

10000

10,0

2950

33,8

4500

22,2

6100

16,4

12000

8,3

3000

33,3

4600

21,7

6200

16,1

14000

7,1

3100

32,2

4700

21,2

6300

15,9

16000

6,2

3200

31,2

4800

20,8

6400

15,6

20000

5,0

3300

30,3

4900

20,4

6500

15,4

25000

4,0

Примечание.

Числа декамайред вычислены по формуле:

ДМ = 100000/°K

Приложение XIII

 

Действие компенсационных светофильтров «Кодак» и поправки экспозиции при их применении

 

Цвет и №№ фильтров

Компенсируют
цветовые
температуры
до нормы 3200 К

Действие
фильтров в декамайред

Поправка экспозиции в делениях
диафрагмы

Желто-оранж.

81

81А

81В

81С

81D

81EF

85В

Голубые:

82

82А

82В

82С

82С+82

82С+82А

82С+82В

82С+82С

 

 

3300 К

3400 К

3500 к

3600 К

3700 К

3850к

6100 к

 

3100 К

3000 К

2900 К

2800 К

2720 К

2650 К

2570 К

2490 К

 

 

+1,0

+1,8

+2,7

+3,5

+ 4,2

+5,3

+ 14,9

 

-1,0

-1,8

-3,2

-4,5

-5,5

-6,2

-7,7

-8,9

 

 

1/3

1/3

1/3

1/3

2/3

2/3

2/3

 

1/3

1/3

2/3

2/3

1

1

1 1/3

1 1/3

Примечание.

Голубой фильтр № 80 В компенсирует цветовую температуру 3400 К до нормы 6100 К. Уменьшает число декамайред на 13 ед. и требует поправки диафрагмы на 1 деление.

 

Приложение XIV

Действие компенсационных светофильтров ОРВО и поправки экспозиции при их применении

Цвет и №№фильтров Компенсируют цветовыетемпературы до нормы Действие фильтровв декамайред Поправки экспозиции в делениях диафрагмы
  3200К 6500 К    
Голубые:        
К 10 3050 К 5900 К — 1,5 0
К 11 2920 К 5420 К — 3,0 0,5
К 12 2680 К 4660 К — 6,0 1,0
К 13 2300 К 3640 К — 12,0 2,5
Желто -оранж.:        
К 15 3360K 7200 К + 1,5 0
К 16 3540 К 8060 К + 3,0 0,5
К 17 3960 К 10000 К + 6,0 1,0
К 18 5200K   + 12,0 1,5
К 19 6800 К   + 16,5 1,5


Примечание.

Светофильтр К 19 рекомендуется применять при натурных съемках в пасмурную погоду на пленках типа ЛН и других цветных кинопленках сбалансированных на цветовую температуру 3200 К.

 

Для определения гаммы проявления негативной кинопленки можно использовать контрольную сенситограмму в ее средней части. Для измерения выбираются два ее поля, разделенные тремя полями, так как константа оптического клина сенситометра равна 0,15.Если негативная пленка имеет характеристику с возрастающим градиентом (без выраженного линейного участка), то градиент может быть определен лишь для какого-либо условно выбранного участка кривой.

Приложение XVI

Приближенное определение результирующего коэффициента контрастности киноизображения в позитиве (Υрез )по известной гамме кинонегатива и гамме проявления позитивной кинопленки

 

Тпоз\Тнег

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

3,2

0,4

0,56

0,64

0,72

0,80

0,90

0,96

1,04

1,12

1,20

1,28

0,45

0,63

0,72

0,81

0,90

1,00

1,08

1,17

1,26

1,35

1,44

0,50

0,70

0,80

0,90

1,00

1,10

1,20

1,30

1,40

1,50

1,60

0,55

0,77

0,88

0,99

1,10

1,21

1,32

1,43

1,54

1,65

1,76

0,60

0,84

0,96

1,08

1,20

1,32

1,44

1,56

1,68

1,80

1,92

0,65

0,91

1,04

1,17

1,30

1,43

1,56

1,69

1,82

1,95

2,08

0,70

0,98

1,12

U26

1,40

1,54

1,68

1,82

1,96

2,10

2,24

0,75

1,05

1,20

1,35

1,50

1,65

1,80

1,95

2,10

2,25

2,40

0,80

1,12

1,28

1,44

1,60

1,76

1,92

2,08

2,24

2,40

2,56

0,85

1,19

1,36

1,53

1,70

1,87

2,04

2,21

2,38

2,55

2,72

0,90

1,26

1,44

1,62

1,80

1,98

2,16

2,34

2,52

2,70

2,88

0,95

1,33

1,52

1,71

1,90

2,09

2,28

2,47

2,66

2,85

3,04

1,00

1,40

1,60

1,80

2,00

2,20-

2,40

2,60

2,80

3,00

3,20

 

Примечание.

 

Результирующая гамма определена по формуле: Трез = Тнег• Тпоз

 

Под Tнегимеется в виду коэффициент контрастности негативного изображения, зависящий от контраста оптического изображения объекта в съемочной камере и от гаммы проявления негативной кинопленки.

 

Приложение XVII

Десятичные приставки в метрической системе единиц

 

 

Сокращенное обозначение

Приставка

Кратность относительно основной единицы

Обозначение степенью десяти

Русское

Международное

Мега (мег)

1 000 000

106

мг

М

Кило

1 000

103

к

к

Гекто

100

102

г

h

Дека

10

101

Дк

dc

Деци

0,1 = 1/10

10-1

Д

d

Санти

0,01 = 1/100

10-2

С

с

Милли

0,001 = 1/1000

10-3

м

m

Микро

0.000 001

10-6

мк

μ

Нано

0,000 000 001

10-9

н

n

Миллимикро

0,000 000 001

10-9

ммк

 

Примеры:

1 нанометр = 1 миллиардной доле метра.
1 меганит = 1 миллиону нит.
1 килолюкс = 1 тысяче люкс.
1 декамайред = 10 майредам.
1 гектолюкс = 100 люкс.

 

Приложение XVIII

Названия букв греческого алфавита, применяемыхв формулах

 

Прописные

Строчные

Названия

Α

α

альфа

Β

β

бета

Γ

γ

гамма

Δ

δ

дельта

Ε

ε

эпсилон

Z

ζ

дзета

Η

η

эта

Θ

θ

тета

Ι

ι

йота

Κ

κ

каппа

Λ

λ

лямбда

Μ

μ

мю

Ν

ν

ню

Ξ

ξ

кси

Ο

ο

омикрон

Π

π

пи

Ρ

ρ

ро

Σ

σ

сигма

Τ

τ

тау

Φ

φ

фи

X

χ

хи

Ψ

ψ

пси

Ω

ω

омега

 

 

ФЕДОР СЕРГЕЕВИЧ ПЯТНИЦКИЙ

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ КИНОЭКСПОНОМЕТРИЯ

 

(ЭКСПОНОМЕТРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ)

 

Редактор Е. Н. Гращенкова

Л-102224 Сдано в набор 10.VI.1977 г.Подписано к печати 21.111.1978 г

 

Формат 60х90'/,6Объем 3 п. л. Тираж 1000 экз. Цена 15 коп. Зак. 4786

Типография им. Воровского, Москва