Монокль

Прежде всего, хотелось бы договориться… Давайте не умничать! Ну, не буду я ничего из себя строить и навязывать разговор о сферических аберрациях! Уж столько об этом написано, что проще будет обратиться к другим источникам информации (их список есть внизу). Я же расскажу о том, как сделать простой монокль, более чем достаточный для того, чтобы попробовать с ним поработать…

mon1.h2

Схема предельно проста для тех, у кого в арсенале осталась не очень нужная оптика, которую можно (в крайнем случае) и испортить. В моём случае, это оказался «Гелиос 44-М4», который не «ушёл» вместе с украденным «Зенитом» потому, что лежал немного в стороне. Старенький, с заметно потёртой передней линзой и осиротевший «Гелиос», стал жертвой эксперимента, но результат того стоил.

Итак, у Вас в руках объектив. Первое… Не забудьте, что не стоит пытаться ножницами откручивать резьбовые кольца. На старой оптике это, пожалуй, одна из самых сложных операций. Вы рискуете не только попасть по пальцам, но и повредить линзу или само кольцо. Профессионалы рекомендуют использовать, для этих целей, отвёртку. Думаю, что не стоит вас учить, как разобрать что-то. Уж если вы решили сделать монокль сами – наверняка в детстве не раз грешили изучением внутренностей какого-нибудь механизма. Предупрежу только, что лишнего откручивать не надо, - есть возможность потерять нужные (и весьма мелкие) детали. Например, пружину диафрагмы. Значит, откручиваем только крепление линз! Когда все линзы и матированные колечки окажутся на столе (надеюсь, вы догадались подстелить что-нибудь мягкое?), можно приступать к фиксации толкателя диафрагмы в нажатом положении. Просто немного подогните алюминиевый «гвоздик» толкателя (желательно пассатижами, а не об стол) и, держа остатки объектива на весу, аккуратно подбейте толкатель до упора.

mon1.h3

Теперь самое главное… Линза. Я перепробовал каждую, но больше всего понравилась передняя линза, причём установленная практически на своём месте. Её нужно только сдвинуть вперёд, к передней оправе, как можно дальше, для максимально возможного попадания в фокусное расстояние. Это проще всего сделать при помощи колец, которые должны были выпасть из разорённого объектива. Возможно, вы сможете найти более удачный способ сдвига линзы вперёд, но я просто подложил, имеющиеся кольца. Естественно, линзу лучше не трогать руками, особенно с той стороны, которая будет внутри монокля. Поставить её на место – задачка не сложная. Линза установлена, резьбовое кольцо с трудом, но всё-таки прикручено. Теперь, я рекомендовал бы использовать внешнее защитное кольцо (которое с надписью «Гелиос» и логотипом завода) в качестве диафрагмы. Во-первых, его можно просто перевернуть и прикрутить надписями внутрь. Ну действительно, это уже и не «Гелиос» вовсе! Во-вторых, на него, в таком положении, легко крепятся «дырки» меньшего диаметра. Какие – попробуйте подобрать «по вкусу». Можно снимать и вообще без внешней диафрагмы! Правда вы, при переворачивании защитного кольца, практически теряете возможность установки фильтров, но они, скорее всего и не понадобятся, а бленда, легко займёт своё место.

 Собственно Монокль Простейший (Monocles Basicus) готов. Фокусное расстояние – около 100 мм. Светосила потрясающая! «Родная» диафрагма - работает. Способ крепления к аппарату понятен,- покупаете переходное колечко (с байонета на резьбу) и вперёд! Вот только, между моноклем и переходным кольцом, при съёмке портретов, лучше использовать небольшое удлинительное кольцо. Так вы уменьшите минимальное фокусировочное расстояние. Старайтесь использовать бленду. Она немного мешает при установке внешней диафрагмы, но её тоже можно использовать в качестве держателя диафрагменных картонок, да и от лишних бликов она спасёт.  

mon1.h4

mon1.h5

   Достоинств, в таком монокле, так же много, как и недостатков. Первое (и главное из достоинств): Вы получаете совершенно обалденный рисунок и ни один из фильтров не в состоянии его повторить. Второе: Простота исполнения. Фактически, вы просто убираете "лишние" линзы из старого объектива. Третье: Ваш монокль очень прочен и не сломается, в отличие от хрупких картонных и пластмассовых схем, даже если вы его случайно уроните. Хотя экспериментировать не советую... И четвёртое: Это большой шаг в вашем собственном развитии, как фотографа...

Недостатки: При использовании удлинительных колец, невозможно сфокусировать объектив на бесконечность (но их можно и не использовать). Второе: Если не использовать внешнюю диафрагму, то (извините) размер и направление пятна комы, в углах кадра, не совсем удачны, и съёмка объектов не по центру кадра затруднена. Третье: Велики перспективные искажения в углах кадра. И четвёртое: При печати, в минилабораториях, у вас могут возникнуть проблемы. Экспозиция-то и резкость, с их точки зрения, не правильные! Это хорошо видно при печати "контакта" (т.е. вся плёнка на одном листе, контактным методом). Рецепт простой: Если у вас на одной плёнке есть снимки сделанные как моноклем, так и обычной оптикой, - не заказывайте контакт. Или не печатайте в любительских лабораториях (впрочем, много ли минилабов делают не index print а полноценный "контакт"?). Старайтесь правильно и точно экспонировать всю плёнку ("И опыт, сын ошибок трудных...")...

В любом случае, при первом же взгляде в окуляр вашего фотоаппарата, у вас возникнет большое и непреодолимое желание зарядить плёнку и снимать, снимать, снимать...

Просто? Даже слишком… Но для начала, чтобы попробовать, более чем достаточно! По крайней мере, мне, мой монокль, пока не надоел…

 

Александр Лесников

О монокле "как готовить и с чем употреблять" - http://fotoivlencov.narod.ru/monokl.htm