ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Виды освещения в фотографии

Основные виды света

Освещение для фотосъемки разделяют на светотональное, светотеневое и световой эффект. А также по происхождению, на естественное и искусственное.

Светотональное

 это равномерное со всех сторон освещение, не образующее теней и сохраняющее естественную тональность объекта съемки. Его применяют в основном при технических съемках для получения изображения в светлой тональности. 

Светотеневое

 освещение, обычно устанавливаемое фотографом для выявления объемной формы и фактуры объекта путем распределения света и тени, создается источником направленного света достаточной мощности, определяющим яркости отдельных элементов объекта и образующим различный рисунок светотени. 

Световой эффект

или эффект света можно наблюдать в природе или создавать искусственно для выражения настроения, состояния, показа места и времени действия. Светотеневое освещение от различных источников наиболее распространено в природе и является выразительным средством для решения многих творческих задач.

Основные виды освещения (светотональное и светотеневое) по отдельности применяют редко. Обычно объект освещают несколькими источниками одновременно, создавая задуманные яркостные соотношения. При этом может быть использовано бесконечное множество различных комбинаций освещения. Не следует путать тональное освещение всего объекта с рассеянным, которое можно применять в качестве одного или нескольких видов света при светотеневом освещении или создании светового эффекта. Примером сложных сочетаний основных видов света могут служить их естественные сочетания, наблюдаемые в природе.

Естественное освещение

 состоит из направленного (Солнце) и рассеянного (небо) света или только рассеянного света - облачное небо в пасмурный день. Если Солнце создает светотеневое освещение (направленный свет), то в пасмурную погоду объекты освещаются верхним рассеянным светом. Облачность на небе - прекраснй рассеиватель направленного света от Солнца. При съемках в условиях естественного освещения для решения светоизобразительных задач выбирают определённое состояние погоды. При съемках против Солнца можно применять подсветку от искусственных источников света (импульсных или иных ламп) и отраженный свет от подсветов и отражателей.

Искусственное освещение 

позволяет применять отдельные источники света с установкой необходимых видов света согласно творческому замыслу. Объект освещают одним или несколькими световыми приборами различной мощности и разной площади поверхности излучения света. Сюжетно важные элементы и фон объекта съемки могут быть освещены прямым, боковым и контровым светом, в результате чего на них образуются освещенные и теневые участки, светотеневой рисунок и блики. Все разнообразие светов и теней создает яркостные соотношения, от которых зависит светотеневая композиция фотографического снимка.

Направленный свет очерчивает на объекте пластическую форму его элементов, выделяет выпуклости и создаёт тени в углублениях. Одна из задач освещения — создание выразительной светотени для восприятия объема и пространства в изображении объекта. Устанавливая на объекте свет, всегда следует помнить, что освещенность Е изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния между источником света и объектом (закон обратных квадратов), поэтому количество освещения необходимо строго контролировать экспонометром-люксметром.

Светотональное освещение

характеризуется равномерным распределением света на объекте со всех сторон. В идеальном случае равномерность освещения получают при равномерном распределении источников света по всей площади сферы (рис.1, а). При этом следует учитывать характер равномерности освещения. Если оно образовано прямым светом множества установленных источников, то во избежание засветки прямым светом в угле зрения объектива фотокамеры световые приборы не устанавливают (рис. 1, б).

light001

light002.gif

Рис. 1.Примеры светотонального освещения объекта съемки:

а — равномерного в объеме всей сферы;
б — с устранением засветки прямым светом в угле зрения объектива;
в — освещение поверхности сферы для получения равномерности;
г — внешнее освещение сферы из полупрозрачного рассеивающего материала;
д, е, ж—аналоги сферы;
з, и — освещение от фронтальной полусферы;
к — равномерное освещение в пасмурный день

 

Практически выразительную равномерность освещения можно получить в сфере с белой отражательной поверхностью, освещаемой световыми приборами, направленными своими отражателями в сторону поверхности и создающими равномерно отраженный свет (рис.1, в). Сфера может быть выполнена из белого полупрозрачного материала, имеющего диффузное отражение и пропускание. В этом случае источники света удобно распределять снаружи данной сферы (рис. 1, г).

Аналогами сферы для получения равномерного освещения объекта со всех сторон могут служить различные конструкции несферической формы, выполненные из отдельных плоских или лучше изогнутых диффузно отражающих листов бумаги, картона, пластика или очищенного алюминия и называемые далее сферой (рис. 1. д — ж). При установке света с применением горючих материалов необходимо соблюдать технику пожарной безопасности. При съемках применение освещения с отражением света от поверхности сферы применяют в основном в научных и технических целях и реже в художественной фотографии. Хорошие результаты дает применение светотонального освещения при съемке портретов. Обычно достаточно выразительное светотональное освещение получают во фронтальной передней полусфере (рис.1, з, и). В природе примером светотонального равномерного освещения может служить освещение облачного неба в пасмурный день (рис. 1, к).

light003.gif

Рис. 2. Пример равномерного освещения шара с некоторыми точками восприятия и отражения освещающего равномерного света

 

light004.gif

Рис. 3. Примеры съемки объекта при светотональном освещении в зависимости от габаритов объекта: малых (а) и больших (б)

 Светотональное освещение придает своеобразную мягкость рисунку изображения сообразно светлоте объекта. Относительно съемочной камеры выступы и впадины объекта образуют светотень вследствие падения света под углом к данной точке поверхности и отражения от нее с разной интенсивностью (рис.2). Светотональное освещение удобно применять при документальной портретной съемке, дающей изображение лица без теней на глазах и под носом. При этом следует учитывать светорассеяние в съемочной камере, которое может быть значительным от яркого фона сферы.

В зависимости от габаритов объекта светотональное освещение для съемки можно создавать в малом объеме сферы с выведением съемочной камеры наружу (рис. 3, а) и применять внутренний отраженный свет при расположении камеры внутри при значительных размерах объекта (рис. 3, б).

Светотеневое освещение

является более естественным и распространенным в постановочно-изобразительном отношении. Оно предусматривает установку логично обоснованного света для выявления формы, объема, пространства и эмоциональной содержательности объекта съемки. Количество источников света определяется необходимостью решения световой задачи: полного освещения объекта и создания выразительного светового рисунка, позволяющего выделить объект в окружающей среде и отделить от фона, а также зависит от поставленных изобразительных задач и имеющихся условий съемки.

Обычно светотеневое освещение устанавливают искусственно для одиночных предметов, находящихся в окружении различной обстановки или на нейтральном фоне (например, съемка портрета головного, погрудного или во весь рост). При естественном освещении действуют только два источника света — Солнце и небо. Свет одного пасмурного неба на открытом месте не может создать светотеневое освещение, поскольку он равномерно рассеян со всех сторон объекта.

Светотеневое освещение всегда складывается из различного сочетания направленного и рассеянного света, источники которого устанавливают на объекте под различными углами и создают различную местную освещенность. При этом на поверхности объекта создаются световые элементы освещения: яркие участки, называемые в фотографии светами, и темные — тенями. Соотношение максимальных светов и минимальных теней на поверхности создает контраст яркости объекта (интервал ΔВ), соотношение освещенности в этих точках — контраст освещения (интервал ΔE). От вида света, его интенсивности и направления зависит световой характер изображения объекта - пластический или графический.

Светотеневое освещение предназначено для создания светового рисунка объекта (светового абриса), сохраняемого при различном контрасте ΔE. Максимальное количество источников света равно восьми (рис. 4). Данный тип освещения с максимальным количеством источников особенно применим в художественной портретной фотографии. При меньшем количестве источников это освещение применяется как в портретной, так и в других видах съемки.

Изобразительные виды света, применяемые в фотографии для установки на объекте светотеневого освещения (рис. 4), следующие:

основной (ключевой) свет выявляет общую форму объекта на черном (неосвещенном) фоне и дает экспонометрический уровень для определения съемочной экспозиции;

заполняющий свет устанавливают от съемочной камеры на весь объект или отдельный участок, он создает экспозиционный уровень освещенности, необходимый для проработки в негативе этого теневого участка объекта;

выравнивающий свет дополняет заполняющий и помогает определить контраст освещения на неосвещенной части объекта после установки ключевого света;

фоновый свет освещает фоновые участки объекта для лучшего выявления контурной формы сюжетно важной детали;

моделирующий свет дополнительно выявляет характерную особенность какой-либо детали в очертании основного объекта;

light005.gif

 

Рис. 4. Схемы светотеневого освещения объекта съемки с максимальным количеством световых приборов: вид сверху (а) и сбоку

 контровой свет создает световой абрис различной ширины и яркости на выбранном объекте.

Дополнительно могут применяться: эффектный свет, помогающий создать на выбранном месте в объекте световой акцент при воспроизведении какого-либо эффекта света; верхний свет для освещения верхней части объекта, не освещенной другими видами света, и рефлексный свет от какой-нибудь поверхности, также подчеркивающий небольшой световой эффект, например отражения от воды и др.

Основной свет объекта 

(рисующий, ключевой) определяет экспозиционный режим съемки и предназначен для освещения сюжетно важной детали объекта. Ключ — количество освещения, необходимое для получения в негативе при стандартной обработке плотности среднего (р = 0,3) лица человека с D-— 0,9 + Dmm или аналогичной по светлоте детали.

 

light006.gif

 

Рис. 5. Схемы установки основного (рисующего) света на объекте съемки от светового прибора или Солнца: вид сбоку (а) и сверху (б)

Этот свет формирует основной светооптический рисунок изображаемого объекта, устанавливает распределение света и тени, выражающие его форму, и определяется одним источником света (как правило, прожектором с рассеивателем или другими световыми приборами направленно-рассеянного света). Ключевой свет направляют от съемочной камеры на объект (лицо человека) с левой или правой стороны под углом 30...60° по высоте и азимуту к оптической оси съемочной камеры (рис. 5).

Oсвещение объекта рисующим счетом условно соответствует освещению объекта днем в солнечную погоду, когда источниками света являются Солнце и небо (рассеянный атмосферой свет). В этих условиях соотношения яркости светов и теней, бликов и рефлексов разнообразны и зависят от высоты стояния Солнца в южных, средних и северных географических широтах земного шара. В фототехнической литературе обычно принята (и приведена) средняя географическая широта 50...60°. Направление света от Солнца на этой широте при съемке в помещениях соответствует направлению света от световых приборов, от которых свет в глаза человека не попадает. Положение прибора ключевого света зависит от характера снимаемого объекта и поставленной художественно-изобразительной задачи.

Для получения ключевого света несколько световых приборов обычно не устанавливают вследствие дробления теней. Не применяют и приборы с узконаправленным световым лучом во избежание резких теней и пересветки на сюжетно важной части объекта. В качестве источника рисующего света можно применять не только обычный прожектор (КПЛ) с направленным лучом, но и другие источники света, имеющие достаточную мощность. Выбор световых приборов для получения рисующего света обосновывается в основном характером создаваемых ими теней (резко или мягко очерченных). При установке на объекте рисующего света существуют разные варианты. В одном случае, например, применяют линзовый прожектор, направленным светом выделяют только часть сюжетно важной детали (лицо). Окружающие ее предметы не освещают, а дополнительно подсвечивают заполняющим и другими видами света, по уровню освещенности выше, ниже или равными ключевому. При таком освещении сюжетно важная деталь акцентируется по свету на фоне других предметов с различной освещенностью.

В другом случае, например, применяют рассеянный или рассеянно-направленный свет, служащий одновременно ключевым и заполняющим для освещения всего объекта в целом, в том числе и сюжетно важной детали. В этом случае все остальные предметы в этой плоскости будут освещены одинаково и между собой по освещенности не будут различаться (фронтальный свет). Предметы фона вследствие большей удаленности будут освещены слабо. Это характерно для съемок с импульсными лампами.

Ключевой свет

может быть акцентирующим, например при имитации на объекте какого-либо эффекта освещения в сюжетно важной детали выделяют только узко ограниченную часть — щеку или глаза человека. Строго согласованно с источником ключевого света следует устанавливать на объекте источник заполняющего света.

Заполняющий свет

(общий, рассеянный) устанавливают от съемочной камеры несколько сверху и равномерно освещают им объект. Этот свет можно устанавливать первым, его называют еще экспозиционным, так как создаваемый им уровень освещенности должен обеспечивать проработку в негативе самого темного места в объекте. Заполняющий свет создают световые приборы рассеянного или бестеневого света, поэтому его называют рассеянным и применяют при светотональном освещении в качестве основного света. В некоторых случаях заполняющий свет применяют тогда, когда для освещения достаточно двух-трех видов света, обеспечивающих общую освещенность объекта. Основное требование при этом — равномерность освещения всего объекта, поэтому заполняющий свет в большинстве фотосъемок применяют передне-верхним по направлению, вследствие чего исключается возникновение дополнительных, нежелательных теней.

Заполняющий свет как рассеянный является пространственным и может осуществляться разным путем. Чаще всего это свет от светового прибора с каким-либо рассеивателем (матовым или молочным стеклом, сеткой, стеклотканью), предназначенным для получения светового потока рассеянного света. В качестве заполняющего света часто применяют свет, получаемый от светящихся площадок — плоскостей относительно больших размеров (щитов, натянутой ткани, белых стен и потолков), освещенных различными световыми приборами и отражающих свет от всей плоскости. Рассеянный свет может отражаться различными предметами, находящимися как на объекте (рефлексный свет), так и вне объекта. Такой рассеянный свет создает, например, в интерьере пространственную освещенность, уровень которой зависит от количества светлых поверхностей и световых приборов, их освещающих.

 Выравнивающий свет

 по существу также является заполняющим, он освещает теневую сторону объекта после установки основного света и предназначен для получения определенного контраста между светами и тенями (ДВ), а также для выявления фактуры поверхностей, находящихся в тени. Интенсивность выравнивающего света всегда меньше основного, поэтому он служит для подсветки теней. Выравнивающий свет по направлению является противоположным относительно ключевого и устанавливается под углом от 30 до 60° к горизонту, а по азимуту от 0 до 60° к оптической оси объектива съемочной камеры. При азимутальном угле 0°, когда лучи света параллельны оптической оси фотокамеры, выравнивающий свет превращается в заполняющий. Для получения выравнивающего света применяют световые приборы рассеянного или направленно-рассеянного света. По своей значимости выравнивающий свет является вторым главным изобразительным видом света из трех (рисующего, выравнивающего и фонового).

Основная задача при освещении объекта выравнивающим светом — установить его такой интенсивности, чтобы получить требуемое соотношение между светами и тенями, при которых создается впечатление объемности предмета. Это соотношение определяет тон и цвет изображения предметов, который может быть выполнен в мягкой, глубокой или контрастной светотени. Соотношение освещенностей рисующего и выравнивающего света называется контрастом освещения .

 Фоновый свет

 освещает предметы, расположенные за сюжетно важными. Фон может быть освещенным или затемненным, цветным или нейтральным в соответствии с замыслом снимка. При этом контурная форма фигур, располагающихся на фоне, должна обычно выявляться в зависимости от цвета и освещенности фона. Для освещения фона выбирают любой световой прибор, способный: осветить фон равномерным светом (прибор «Кососвет») создать световое пятно различной конфигурации (прожекторы с линзой Френеля) или установить неравномерное светотональное освещение фона для получения плавно убывающей яркости (обычная лампа накаливания, устанавливаемая внизу фона). При съемке портрета тональность фона чаще всего устанавливают несколько ниже освещенной части лица и несколько выше участков теней на лице человека.

 Моделирующий свет и блики

 применяют после установки на объекте рисующего и заполняющего света, от которых образуются освещенные (света) и теневые участки объекта (тени). Если необходимо подчеркнуть объемную форму объекта световым выделением его деталей, то моделирующий свет применяют для создания в тенях рефлексов и малых ярких участков. Блик — это световой участок объекта, в котором зеркально отражается источник света. Например, с помощью моделирующего светового прибора можно создать световые блики в глазах снимающихся людей. Этим светом также смягчают излишне темные тени в случае применения прибора основного света с узким концентрированным лучом. При портретной съемке моделирующим светом подсвечивают темные волосы и выявляют объемную форму в светлых и теневых участках.Для получения бликов на матовых поверхностях необходимо увеличить интенсивность моделирующего света относительно рисующего, на глянцевых — уменьшить. В цветной фотографии блик, наложенный на одноцветную поверхность и отличающийся по тону, оживляет цветовой рисунок и хорошо подчеркивает цвет, однако слишком яркий блик ведет к разбеливанию цвета. Устанавливая блик, следует соблюдать определенное соотношение между ним, светами и тенями объекта. Для создания бликов и освещения небольших площадок применяют специальные световые приборы «бликующего» света, а также прожекторы с узким лучом и регулируемой силой света и осветители с малым диаметром выходного отверстия.

 Контровой свет 

(контражур — против света. Правильно — контурный свет). Контровой свет — это интенсивный направленный встречно по отношению к съемочной камере свет, создающий яркую контурную линию на предмете благодаря совпадению угла падения и угла отражения света. При малой интенсивности света контур высветляется с сохранением фактуры поверхности. Контровой свет обычно направляют сзади сверху под углом к оси съемочной камеры, избегая при этом попадания прямого света в объектив.Сюжетно важные детали объекта по светлоте или яркости могут совпадать с фоном или отличаться от него. При совпадении деталь с фоном сливается, в результате чего теряется восприятие контурной формы и даже объемности. Для выделения светлого на светлом и темного на темном характер контрового света должен быть различен. Светлая деталь на светлом фоне (белое на белом) выделяется при переднем освещении благодаря возникновению темного контура. Контур темной детали на светлом (не белом) фоне выделяется достаточно четко. Для большей выразительности в световой рисунок детали можно вводить белый контур светлее фона путем интенсивного заднего освещения.В зависимости от направления основного света на сюжетно важной детали и его интенсивности создают различную световую линию контура. Если световой прибор расположен так, что направление контрового света близко к линии главного луча зрения, то получается яркая тонкая линия контура детали. При перемещении светового прибора в сторону с сохранением скользящего света, линия светового контура, с одной стороны, утолщается, а с другой, становится менее яркой. На округлостях предметов контровой свет, установленный близко к линии главного луча зрения, образует яркую тонкую линию контура детали. При перемещении светового прибора в сторону с сохранением скользящего света линия светового контура утолщается и становится менее яркой, при этом лучше выявляется фактура.

Освещенность от контрового света обычно превышает основной (рисующий) свет. В качестве световых приборов применяют обычные прожекторы или специальный прибор «Контрсвет». Особенно часто контровой свет используется при съемках портретов для подсветки профильной линии лица, волос, плеч.

 Световой эффект изображения.

 Освещение объекта съемки (эффект света) характеризует систему освещения и представляет собой средство экспрессивного светового выражения объекта, связанное с каким-либо естественным или искусственным световым эффектом и выражающее художественную манеру исполнения фотоснимка. Эффектное освещение создает в изображении световой эффект, отображающий «настроение» снимка, и является изобразительной трактовкой фотокадра.

Основной эффектный свет — рисующий, создающий характерный рисунок изображения по силе света и направлению. При этом моделировка объекта светом должна создавать определенную градацию геней, полутеней, бликов и рефлексов согласно поставленной изобразительной задаче. Для этого к рисующему и моделирующему добавляют свет, создающий яркие блики и тени заданной формы, интенсивности и цвета, имитирующие лгчи искусственных и естественных источников света — свечи, "лампы, Солнца, Луны, какого-либо света из окна, уличных фонарей и др. Естественный солнечный свет создает высокие освещенности. При воспроизведении его эффекта в интерьере высокие освещенности можно снижать с обязательным сохранением соотношения рисующего и заполняющего света.

Снимок может выражать характер и особенности освещения солнечного дня и лунной ночи при съемке в интерьере и в природных условиях. В изображении обьекта может быть выражен эффект свечи, спички или настольной лампы, а также эффект солнечного или лунного света, падающего из окна. На лице человека может быть выражен прямой или рефлексный свет от любого источника света. Характер светового эффекта изображения в значительной степени зависит от особенностей источников света — точечных или с габаритным телом накала, прожекторов с узким или широким световым лучом, зеркал, подсветов и отражателей большой или малой площади.

 Верхний, нижний и боковой свет

 — это направления одного из основных видов света, устанавливаемого в соответствующее положение и помогающее лучшему выявлению объема, фирмы и фактуры объекта. Источниками естественного верхнею v.o направлению света являются голубое или пасмурное небо, Солнце в зените, а в помещении — свет, отраженный от потолка. Верхний, нижний или боковой свет создает определенный эффект и может служить для получения определенного настроения, интонации, для подчеркивания характера, например, портрета, среды или места действия. Боковым может быть свет из окна, нижним — рефлексный свет от какой-либо поверхности (снежного покроза зимой).

 Рефлексный свет

 в изображении объекта играет дополнительную роль освещения и создания светового эффекта. Основной рисующий свет при условии его широкого угла падения iiг* светлые и белые поверхности, расположенные вблизи сюжетно важней детали, создает отраженный свет, направленный по углу своего отражения (рис. 6). Рефлексный свет (рефлекс) является средством усиления обособленных условий освещения, служит для выражения взаимосвязи объектов с окружающей средой и помогает выявлять объемную форму предмета, создавая жизненно правдивые световые эффекты.

Часто применение рефлексного света осуществляется с помощью подставных отражателей-планшетов или зеркал при съемке, например, портрета против Солнца и в пасмурную погоду. В первом случае Солнце освещает планшет, направляющий свет на лицо, с интенсивностью, почти равной основной (зависящей от коэффициента отражения и площади планшета или зеркала). Во втором случае планшет располагают под лицом портретируемого, свет пасмурного неба создает на планшете рефлексный свет, действующий на лицо снизу.

В цветной фотографии рефлексы применяют для создания обособленных цветов объекта, для изобразительного обогащения первоначального замысла освещения. Рефлексы на теневой стороне объекта выявляются расположенными рядом освещенными поверхностями, цвета которых дополнительны к цветам объекта. Однако при этом изменяется локальный цвет.

 

light007.gif

 

Рис. 6. Схемы воздействия рефлексного света на различные объекты: в интерьере (а, б) и в естественных условиях (в, г)

 

Контраст освещения характеризует разницу между максимальной и минимальной освещенностью объекта съемки и выражается отношением Eмакс/Eмин, или

 

Контраст =( Ключевой (рисующий)+Заполняющий свет освещения)/Заполняющий свет

 

Ориентировочно контраст освещения соответствует:

 

1 : 1,5...1 :2 — нормальному освещению (мягкая светотень), при котором в тени хорошо видна форма, фактура и цвет предмета;

 

1 : 3 ...1 : 4 — эффекту вечернего освещения (глубокая светотень), при котором в тени определяется цвет, обнаруживается форма и фактура поверхности предмета;

 

1 : 8...1 : 10 — сильному контрасту, встречающемуся, например, при солнечном освещении в безоблачную погоду (контрастная светотень), когда в изображении черной тени почти не просматривается цвет и фактура поверхности предмета.

Контраст освещения определяют с помощью экспонометра с молочной насадкой (люксметр), измеряющего освещенность на светлой и темной сторонах объекта (рис. 7) в относительных делениях шкалы световых уровней EV или в абсолютных значениях (люксы). Измерение максимальной (ключевой) освещенности затруднений не вызывает. Внимания требует измерение минимальной освещенности, которая в объекте может быть принята различной, особенно у сферических поверхностей. При взгляде вдоль оптической оси объектива камеры освещенность сферы плавно снижается от максимальной (на передней выпуклости) к минимальной в той части сферы, которая уже скрывается из поля зрения фотографа, стоящего у съемочной камеры. Эта поверхность называется нефотографируемой боковой поверхностью объекта.

 

light008.gif

Рис. 7 Места расположения экспонометра-люксметра при определении контраста освещения.

При определении контраста освещения целесообразно отсчитывать условную минимальную освещенность в плоскости, расположенной под углом 45° к оптической оси объектива или под углом 90° к направлению свега от главного (рисующего) источника света. За минимальную можно принимать освещенность, создаваемую передним заполняющим светом во фронтальной плоскости вблизи сюжетно важной детали при условии защиты торца молочного стекла экспонометра-люксметра от света главного и других мощных источников света.


Образование теней и полутеней при освещении.

Световые приборы (СП) могут иметь излучатели с точечным, линейным и в виде площадки телом накала.  При освещении такими источниками света предметы могут давать глубокие черные и размытые слабые тени. При освещении, например, шара от одного точечного источника света (рис. 67, а) образуется одна резкая черная тень. Освещенность этой тени равна нулю, так как других источников света, ее подсвечивающих, нет. При освещении двумя точечными источниками света (рис. 8, б) образуются три тени, ширина которых зависит от расстояния между источниками. Из этих теней одна глубокая черная, другие — слабые, поскольку получают дополнительную взаимную подсветку. При увеличении расстояния между СП размытые тени увеличиваются, а площадь глубокой черной уменьшается. При слиянии двух точечных источников света в один размытые тени исчезают и образуется одна глубокая (рис. 8, а).

light009.gif

Рис.8. Схемы образования теней и полутеней с применением источников света: точечных (а, б) и с линейным телом накала (в, г)

 

При освещении от светового прибора с линейным или в виде площадки телом накала (рис. 7, в) образуются две тени, одна из которых глубокая черная, а другая имеет конфигурацию, зависящую от формы и размеров светящегося тела. При теле накала в виде площадки, имеющей форму диска, тени также имеют форму диска, а при линейном теле накала (галогенная лампа) тени приобретают форму продолговатой окружности.

Наибольшее количество теней дает освещение от нескольких линейных источников света (рис.8, г). В этом случае конфигурация теней будет сложной, а количество их будет зависеть от количества световых приборов. При освещении объекта съемки (особенно при съемке портрета) множество полутеней загрязняют изображение делают его неприятным. Устраняют излишние тени подъемом светового прибора, тогда ненужные тени и полутени попадут на нижние (темные) участки обстановки и фона и станут менее заметными.