ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Естественные световые эффекты

 Обычное дневное освещение отличается от светотеневого (искусственного или естественного) необычным распределением света в объекте съемки. Таким освещением может быть освещение в пасмурную погоду, восход и закат Солнца, сумерки, а также дневное освещение снежного дня и объектов с водными пространствами.

Освещение пасмурного дня

верхнее равномерно рассеянное освещение при Солнце закрытом плотными облаками, или при cплошной облачности. При этом освещении очень мало выражены тени. Освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей зависит от яркости неба и различна на открытых пространствах и в городе где горизонт закрыт, домами. Среди городской застройки горизонтальные плоскости (асфальт улиц) получают освещенность oт (30-..50) % площади неба, а вертикальные — значительно меньше. Такое распределение света создает своеобразный световой рисунок, характеризующийся освещением сверху и отсутствием подсветки снизу. Освещенность вертикальных поверхностей сильно зависит от рефлексного света окружающих предметов и покрова земли (дождя или снега).
Пасмурное небо в качестве фона, на котором фотографируются сюжетно важные элементы объекта съемки, по своей яркости и яркостному контрасту с деталями переднего плана в различных географических направлениях не совсем одинаково. Например, если диффузную поверхность (кусок незасвеченной отфиксированной матовой фотобумаги) расположить вертикально и рассматривать на фоне неба, то в направлении на то место, где располагается Солнце, ее яркость окажется в 1,5...2 раза меньше яркости неба того же участка и в то же число раз выше яркости неба в направлении, противоположном Солнцу. Такое соотношение освещенностей различных поверхностей и создает эффект освещения пасмурного дня.
Характерная особенность, связанная с этим эффектом, — серая тональность изображения без светов и теней при черно-белой съемке позволяет сделать удачные снимки, однако оправдывает себя только в том случае, если серая тональность соответствует характеру сюжета, в большинстве случаев — задуманному настроению пейзажа (осени с туманной перспективой или зимы с нюансами освещения впадин и бугров снежного покрова без бликов и теней).
Летом в пасмурную погоду со сплошной, но тонкой облачностью и высоком стоянии Солнца освещенность бывает высока и почти соизмерима с освещенностью от Солнца. При таком сильном и относительно равномерном освещении (положение Солнца угадывается) пейзаж, портрет и жанровые сцены, снятые на цветную пленку, бывают очень выразительны.
Темное пасмурное освещение делает пейзаж несколько монотонным не только в световом, но и в цветовом отношении. При этом рельеф и формы предметов при цветной съемке выявляются в основном за счет цветовых контрастов и их взаимного соотношения. Эффект освещения пасмурного дня на цветном снимке особенно выразителен, когда бестеневой, пастельный цвет, переднего плана располагается на серых предметах их фона.
Пасмурное освещение разбеливает цвета. Степень этой разбелки определяет характер цветового изображения и выразительность снимка. Разбеливание может быть столь велико, что цвета в тональной (воздушной) перспективе на дальнем плане теряются и приобретают черно-белую тональность. При пасмурном освещении с подсветкой снизу от планшета-отражателя черно-белая съемка портрета крупным планом в сочетании с более контрастной обработкой и с учетом съемочной экспозиции создает выразительные снимки. Цветная съемка портрета характерна более естественной передачей фактуры лица с применением малоплотных корректирующих фильтров для небольшого устранения синей составляющей белого света пасмурного дня (6500 К). Цвет при фотопечати легко корректируется.
B пасмурную погоду на натуре можно создать эффект вечернего освещения. Для этого импульсной мощной лампой освещают сюжетно важную деталь объекта (портрет на фоне городского или сельского пейзажа) и по этому освещению определяют экспозицию. Ее варианты дают разнохарактерные изображения фотоснимка.
Съёмочные объективы для использования эффекта пасмурного дня следует выбирать очень осторожно. Светосильные объективы дают значительное внутреннее светорассеяние, добавочно смягчающие изображение с потерей задуманного эффекта. Телеобъективы в пасмурную погоду охватывают в перспективе оптического изображения большую массу воздуха и по сравнению со светосильными объективами создают большую вуалированность изображения.

Восход и заход Солнца

— период эффектного освещения, в течение которого относительно быстро изменяется освещенность от Солнца и цветовая температура его диска. В момент восхода и заката видно не Солнце, а его изображение вследствие преломления лучей атмосферой Земли (астрономическая рефракция). В момент восхода, когда Солнце еще находится ниже горизонта, световой луч, преломляясь, проходит расстояние в 27 раз больше зенитного, поэтому изображение Солнца до восхода в первый момент имеет темно-красный цвет с постепенным переходом в красный (до 5...7° ниже горизонта), оранжевый, желтый и затем белый. Выше 15° над горизонтом Солнце уже видно напрямую, без искажений от преломления. Его цветовая температура близка к средней дневной .
Время, в течение которого Солнце поднимается до 15°, характеризуется многообразием красок диска, приземной атмосферы и голубого неба при чистом воздухе. Небо в ранние утренние часы вначале голубоватое, затем чисто голубое и, если воздух чист, — синее. При закате Солнца происходит обратное явление, за исключением цвета заката при наличии дымки на горизонте, появившейся в течение дня. В момент заката, если горизонт безоблачен, небо над ним видится красным. Этот цвет ощущается потому, что у горизонта качество слоя атмосферы (дымки) сказывается по-разному на ее цветности. Молекулярная дымка дает бледно-желтое окрашивание, пылевая дымка или дым — багрово-темное. При наличии облачности облака окрашиваются в красный и оранжевый цвета со стороны Солнца. Их теневая сторона приобретает серо-синие и серо-фиолетовые тона. На облаках могут возникать и пурпурные тона вследствие аддитивного смешения красного света от Солнца и синего света от неба.
В момент стояния диска Солнца на горизонте его яркость соизмерима с яркостью неба. Экспозицию можно определять по яркости, соответствующей яркости среднесерой поверхности. По мере продвижения Солнца над горизонтом (до 15°) увеличивается контраст между яркостью диска и неба (или теней облаков). В этом случае для определения экспозиции по яркости следует вносить поправку в сторону открытия диафрагмы. Для облегчения ориентирования в цветности солнечного света (диска Солнца) в момент восхода можно использовать следующие данные:

Цветовая температура солнечного
света утром при чистом небе в
атмосфере
Положение
солнца
Высота
солнца
град
Цветовая
температура
К
Момент
восхода
0 1850
После
восхода
мин.
   
20 3 2120
30 4 2380
40 5 2800
60 10 3500
90 13 4000

Сумерки

- время после захода Солнца и время до его восхода. Освещенность непрерывно меняется, повышаясь во время утренних сумерек и понижаясь во время вечерних. Скорость ее изменения различна: на северных широтах (Ленинград) освещенность изменяется медленнее, на южных (Ташкент) — быстрее. Северные сумерки значительно продолжительнее южных (рис. 69). Освещенность горизонтальных к вертикальных поверхностей низкая, а все предметы на фоне неба рисуются силуэтом.
Время сумерек используют в основном для съемки ночных сюжетов, так как в этот период нет прямого света Солнца. Преимущество таких съемок заключается в том, что на снимке небо воспроизводится не черным тоном, а более светлым. Однако при этом необходима искусственная дозированная подсветка сюжетно важных элементов объекта. Экспозиция определяется яркостью неба и чувствительностью фотопленки. Учитывая изменение яркости неба, экспозиции выбирают так, чтобы небо воспроизводилось в негативе плотностью DH — Dmin+ 0,2. Ключевой свет устанавливают таким, чтобы яркость, например, лица человека была выше яркости неба в 4...6 раз.

Сумеречная освещенность горизонтальной, плоскости при различном состоянии погоды, лк

Погода Глубина погружения солнца за горизонт град.
  0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6
Безоблачно 650 540 395 285 205 140 95 60 30 20 10 6 3
Высокие
облака
-- 520 400 275 205 150 90 55 30 20 10 6 3
Низкие
облака
245 130 100 70 30 15 9 7 5 3 2 1 0,5

Освещение в снежный день

Снежный покров земли хорошо и равномерно отражает верхний свет, создает значительную подсветку снизу и образует особую атмосферу света, пронизывающего все пространство в кадре. Под направленным светом Солнца снег приобретает сильный блеск, и при зеркальном отражении его яркость значительно больше, чем при рассеянном свете пасмурного дня. Низкая температура воздуха в зимний день образует морозную дымку, состоящую из невидимых глазом льдинок, взвешенных в воздухе и создающих серебристо-снежный оттенок окружающего пейзажа. В проходящем свете (контражур) морозная дымка приобретает розовый оттенок, так как низкое зимнее Солнце просвечивает ее красно-желтыми лучами. Морозная дымка имеется всегда, за исключением редких дней, когда сильный ветер очищает горизонт и появляется ясная видимость его линии.
Чистый белый снег равномерно отражает все лучи спектра и окрашивается в любой цвет от различных источников цветного света, в том числе от голубого неба, от неба и Солнца и от одного Солнца , что позволяет выполнять зимой эффектные снимки. Однако это качество и постоянное присутствие дымки требуют при съемке оценки цветности дневного освещения (днем, утром и вечером). Пейзаж при Солнце, снимаемый против света, будет иметь теплое окрашивание предметов, а сниаемый в направлении света от Солнца — холодное.
Зимой Солнце находится низко над горизонтом (в зависимости от месяца). При низком Солнце в ясный день горизонтальные поверхности, освещаемые прямым светом, имеют красноватый оттенок, вертикальные — голубой от синего неба. Рефлексный свет, получающийся от смешения красноватого света Солнца и синего света неба, может давать пурпурное окрашивание. Например, в морозные солнечные утренние часы с густой дымкой на горизонте дали пейзажа и сама дымка приобретают пурпурные оттенки.
Освещение зимнего ясного дня позволяет на элементах пейзажа от восхода до полудня наблюдать переливы и изменения цвета от красноватого до золотисто-желтого, голубого и затем бело-серебристого. Чтобы получить такое разнообразие оттенков, надо и меть фотопленки с хорошим балансом и следить за качеством химико-фотографической обработки. Передержки при съемке дают разбеленные цвета, недодержки—грязно-цветовые.
В пасмурный снежный день эффектны съёмки портрета, поскольку снизу имеется значительная (80...90 %) подсветка. При съемке надо следить за отсутствием белого фона от снега, дающего сильное светорассеяние в съемочной камере.

Дневное освещение на местности с водными пространствами

морей, рек и больших озёр (освещение при водной натуре). Распределение дневного света изменчиво и сложно вследствие особенностей погоды и подвижности воды. Большое значение имеет направление падения света от Солнца. При спокойной поверхности воды и отвесном падении солнечных лучей поглощается примерно 98 и отражается 2 % лучей света, поэтому вода кажется темной. С уменьшением высоты Солнца отражение увеличивается, при опускании Солнца к горизонту уже почти весь свет отражается поверхностью (световая дорожка). В пасмурный день рассеянный свет Солнца почти весь поглощается (95%), а отражается его малая часть (5 %), поэтому при облачном небе спокойная водная поверхность всегда имеет темно-серый цвет.
При волнении в солнечный день на поверхности воды появляются яркие солнечные блики, принимающие максимальное значение при зеркальном отражении. В пасмурный день при небольшом волнении бликов много, яркость поверхности водоемов соизмерима с яркостью неба, вода выглядит светлой. Яркость воды зависит от степени рассеянности света Солнца и неба в воде, а рассеяние света в воде тем больше, чем она мутнее.
Цвет больших водных пространств зависит от цвета неба. В солнечный день вода синяя, так как отражает свет неба, в пасмурный — темно-серая. Цвет отражения снижает общую освещенность дневного дня. Освещенность на берегу возле моря выше освещенности при той же погоде на суше. На общую дневную освещенность в основном влияют блики на воде при волнении, увеличивающие суммарную освещенность дневного света. Контраст освещения светов и теней на море велик, так как здесь отсутствует нижний подсвечивающий свет, отраженный водой. Освещенность морских объектов относительно земного ландшафта выше, так как запыленность морского воздуха меньше, а влажность его выше. Поэтому небо над морем белесовато, дополнительно рассеивает солнечные лучи. Интервал яркостей между небом и водой невелик. Эти особенности освещения характерны для открытых водных пространств и должны учитываться при съемке сюжетно важных элементов на фоне воды и неба.